Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Благодарим Мартина Гриффитса за доклад с подробным изложением итогов его поездки в Сирию и соседние страны и отдаем должное активной и конструктивной позиции нового главы УКГВ ООН на сирийском треке. Выслушали также  Амани Каддур.

Приветствуем первую успешную гуманитарную акцию ВПП ООН в Идлибе, реализованную через линии соприкосновения. Понимаем, с какими сложностями был сопряжен процесс согласования отправки этого гумконвоя до склада в н.п. Сармада. Вместе с тем призываем все вовлеченные стороны не довольствоваться полученным хоть и важным, но все же скромным и пока только разовым результатом. Скромным потому, что миссия ВПП ООН осуществлена лишь частично. В отсутствии механизма распределения задача не является выполненной. Помощь до людей всё еще не дошла и хранится на складе под присмотром безымянных, но т.н. «проверенных партнеров». Хотели бы понять – эти партнеры входят в список из 80 НПО из последнего доклада Генсекретаря или нет? Как мы убедимся в том, что гумпомощь не будет разворована или продана нуждающимся?

Также хотели бы поинтересоваться у г-на Гриффитса судьбой совместного конвоя ООН/МККК/Сирийского общества красного полумесяца (СОКП). Просматриваются ли перспективы его запуска в н.п Атареб и Дарет-Изза, как это было согласовано с Дамаском еще в апреле прошлого года? Какие усилия предпринимает для этого ООН?

Г-жа Председатель,

Хотели бы вновь твердо высказать нашу позицию о необходимости налаживания устойчивых гумпоставок «cross-line» на северо-запад. Полумерами эту проблему не решить. К выполнению этой важнейшей задачи – она зафиксирована в единодушно принятой резолюции СБ 2585 – западные члены Совета, насколько мы можем судить, по-прежнему относятся без должного рвения и не торопятся надавить на опекаемые ими террористические группировки в Идлибе. При этом параллельно не прощают Дамаску ни единой задержки с выдачей разрешений ооновцам на работу на подконтрольной ему территории. Это к вопросу о двойственном отношении западных коллег к легитимному правительству и недобитым террористам в Идлибе, которым, кстати сказать, прощают даже тот факт, что в анклаве, по данным ЮНФПА, растет количество ранних и детских браков. Применительно к Идлибскому анклаву права женщин и девочек, похоже, волнуют наших коллег гораздо меньше, чем, скажем, в Афганистане. Опять «двойные стандарты».

Г-жа Председатель,

С удовлетворением отмечаем нормализацию обстановки в провинции Дераа, в частности, в районе Дераа Аль-Баляд. Этого удалось достичь благодаря усилиям Дамаска и при посредничестве российских военных. В свои дома уже возвращаются мирные жители, в провинцию беспрепятственно поступает дополнительная гумпомощь как по линии ООН, так и СОКП. Вряд ли стоит «раскручивать» эту тему дальше. У сирийцев есть другие, гораздо более насущные проблемы.

В частности, мы продолжаем слышать в Совете от представителей ряда стран Запада о “точечном” воздействии введенных ими санкций в отношении сирийских официальных лиц и о том, что эти меры никоим образом не сказываются на жизни простых сирийцев. Тем временем, в августе Агентство США по международному развитию (USAID) опубликовало любопытный доклад с анализом ситуации в Сирии в условиях COVID-19 за период с июля 2020 по июль 2021 гг. Позволю себе просто процитировать некоторые его пассажи:

1) «Санкции США, вступившие в силу в июне 2020 г., в значительной степени способствовали девальвации сирийского фунта и нарастанию экономического кризиса»;

2) «Совокупный эффект ограничений, связанных с COVID-19, наряду с американским «Актом Цезаря», привели к еще большей девальвации обменного курса;

3) «В январе 2021 г. администрация США объявила о продолжении санкций против Сирии в целях сокращения финансовых потоков для правительства. Это привело к еще большей девальвации национальной валюты»;

4) «Одновременно с введением экономических санкций США и окончанием двухмесячного карантина уровень недостаточного потребления продуктов питания продолжал резко расти»;

5) «Торговля была также ограничена санкциями США, что привело к росту преступной деятельности и неофициальной торговли на черном рынке»;

6) «Меры предосторожности в связи с COVID-19 и нехватка топлива, обесценивание валюты и экономические санкции, ограничения на импорт и высокие транспортные расходы - все это способствовало общему росту цен на основные ресурсы и продукты сельского хозяйства с марта 2020 г.».

Опубликованные данные USAID продемонстрировали реальный масштаб влияния антисирийских санкций США на каждого отдельно взятого сирийца. Недалеко от них ушли и некоторые наши европейские коллеги, осложняющие жизнь простых сирийцев и пытающиеся свалить вину за это на Дамаск вопреки очевидной статистике и международным призывам, включая со стороны Генсекретаря ООН.

Г-жа Председатель,

Обеспокоенность вызывает у нас и ситуация в лагере ВПЛ «Аль-Хоуль», основными жителями которого являются женщины и дети. С начала года там было совершенно 74 преднамеренных убийства. Ситуация грозит выйти из-под контроля. На этом фоне, по имеющейся информации, в лагере идет активная радикализация жителей. Аналогичная опасная картина наблюдается и в районе Ат-Танфа. Напоминаем, что ответственность за всё происходящее на этих территориях несет оккупирующая сторона.

Большую тревогу у нас вызывает и «водный» вопрос на севере Сирии и в Заевфратье. Проблемы с доступом к питьевой воде уже испытывают 70% населения этих регионов. Под угрозой урожай зерновых. Проблема кроется не только в обмельчании р.Евфрат, но и в непрекращающихся перебоях на водонапорной станции «Аллюк», которая, как и множество других объектов инфраструктуры в Сирии, требует серьезного ремонта и последующего содержания. Призываем доноров обратить на это внимание и оказать ООН необходимую поддержку в реализации соответствующих положений резолюции СБ ООН 2585. 

Подытоживая, хотели мы отметить правильность нового курса отчетности Генсекретаря ООН по гумситуации в Сирии. Однако у всех у нас впереди еще много работы. Чтобы зимой у Совета не было проблем с продлением мандата трансграничного механизма оказания гумпомощи, призываем ООН и все делегации Совета Безопасности заняться налаживанием поставок через линии соприкосновения, внести свой вклад в нормализацию гумобстановки в Сирии, в укрепление ее территориальной целостности. Вновь подчеркиваем, что никакого автоматизма на этот счет в резолюции СБ 2585 не предусмотрено. Все будет зависеть от прогресса в выполнении ее положений.

Благодарю за внимание.