Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского в ходе видеоконференции Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2118
Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,
Хотел бы привлечь ваше внимание к тому, что мы все сейчас вместе с другими делегациями на Конференции государств-участников ОЗХО, по сути, присутствуем на заключительном этапе спектакля, срежиссированного нашими западными коллегами и разворачивающегося в Гааге. Через две недели там продолжит свою работу 25-я сессия КГУ, на которой вот уже который месяц последовательно продавливается принятие беспрецедентного решения о поражении САР в правах в Организации. Причем внесён этот проект на КГУ вопреки нормам Химконвенции без рассмотрения его в Исполсовете. Речь идёт о лишении Сирии прав участвовать в голосовании на КГУ и в Исполсовете, избираться в его состав, а также проводить на своей территории какие-либо мероприятия по линии Конференции, Исполсовета и вспомогательных структур.
Скажу прямо, постановочный характер всей этой затеи был понятен с самого начала. У этого «театрального действа» было несколько актов. Сначала в Техсекретариате в нарушение всех многолетних норм и практик ОЗХО, прежде всего принципа консенсуса, создается нелегитимная Группа по расследованию и идентификации (ГРИ). Она, пренебрегая принципами проведения расследований, в т.ч. так называемой “chain of custody”, порождает изобилующий фактологическими и техническими ошибками доклад, в котором сирийские власти обвиняются в применении химоружия по двум эпизодам. Это доклад раскритикован независимыми экспертами, что называется, «в пух и прах». Мы свою подробную аргументацию на этот счет распространили в СБ и ГА ООН еще в июне прошлого года. Однако руководство ТС остается глухим к этой критике. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что перед театральным финалом ГРИ преподнесёт всем нам ещё один подобный сюрприз, отчитавшись об ещё одном «псевдорасследовании» с обвинительными в отношении сирийских властей выводами. Сомнений в этом у нас нет никаких. Как и в том, что наши западные коллеги бросятся представлять этот очередной нечистоплотный продукт в качестве ещё одного доказательства якобы использования Дамаском химоружия. Хочу вас разочаровать, означать это будет лишь то, что ваши методы по очернению Дамаска без убедительных и заслуживающих доверия доказательств остались прежними и никаких «очков» на этом вы уже не заработаете.
Как бы то ни было, ссылаясь на упомянутый мною политически предвзятый, неубедительный доклад ГРИ, летом прошлого года западные делегации «продавили» в Исполсовете ОЗХО заведомо невыполнимый ультиматум Сирии – задекларировать химоружие и объекты по его производству, которых у нее попросту нет. Понятно, что выполнить его невозможно. А дальше – дело техники. Гендиректор фиксирует якобы имевшее место невыполнение Сирией решения Исполсовета, и вот теперь Конференции государств-участников предложено «наказать» Дамаск, поразив его в правах в Организации.
Все это время сирийские власти, несмотря на колоссальное давление, чудовищные обвинения, которые выдвигают против них западные коллеги, откровенные подтасовки со стороны Техсекретариата ОЗХО, не говоря уже об экстраординарных условиях пандемии, продолжают сотрудничать с Организацией.
Нынешний доклад Гендиректора – еще одно этому подтверждение. Я хочу обратить внимание, что в его пунктах 11 и 12 речь идет о состоявшихся в феврале с.г. консультациях Миссии об оценке первоначального объявления Сирии и уполномоченного сирийского органа, в ходе которых были и визиты на объекты, и встречи с сирийскими экспертами, и опросы. Сирийская сторона представила свое объяснение по поводу т.н. незакрытых вопросов. К сожалению, в ответ она в очередной раз услышала, что ее первоначальное объявление «неполное», «несовершенное» и т.д. Но факт остается фактом – диалог идет, и прогресс во взаимодействии САР и ОЗХО, в том числе в вопросах первоначального объявления, есть.
Все это – на фоне того, что, как стало известно из доклада Гендиректора Организации в ходе мартовского заседания Исполсовета, в условиях пандемии практически вся инспекционная деятельность ОЗХО застопорилась. Например, визит делегации Исполсовета в США уже дважды переносился и в итоге теперь запланирован только на 2022 г. Состоялись визиты только в пять государств, объявивших о нахождении старых боеприпасов. Сирия сейчас чуть ли не единственная страна, с которой ТС поддерживает относительно регулярный диалог! Какой же тогда из нее главный «нарушитель», как это пытаются представить наши западные коллеги?
Призываю вас задуматься – если лишить Сирию права участвовать в принятии решений в Организации, какой смысл Дамаску вообще продолжать с ней взаимодействовать? В конце концов, задача состоит в чем: «растоптать» Сирию, как это сделали с Ираком после того, как Госсекретарь США лично продвигал в стенах ООН «фейк» о наличии в этой стране ОМУ, или же добиться того, чтобы на сирийской земле ни у кого не было никакого химоружия?
Пользуясь тем, что за этим заседанием Совета наблюдает самая широкая аудитория, я призываю все делегации, здесь и в Гааге, проявить ответственный подход и выступить против проекта этого решения, которое создает реальную угрозу подрыва авторитета ОЗХО, а вместе с ней и СБ ООН, ответственного за выполнение резолюции 2118. Нельзя допустить, чтобы ОЗХО или какая-либо другая специализированная площадка превратились в инструмент «наказания неугодных» через безосновательные обвинения в применении ОМУ. На месте Сирии может оказаться любое другое государство, на которое западные коллеги решат надавить с помощью «химического» рычага. Выступая против поражения Сирии в правах в ОЗХО, вы по сути выступите против «двойных стандартов и защитите справедливый миропорядок, в котором нет места диктату силы. Все государства должны быть равны в контексте соблюдения международного права.
Я хочу подчеркнуть, что Россия как ответственное государство-член ОЗХО категорически осуждает применение химоружия кем-либо где бы то ни было, в каких бы то ни было целях. Мы заинтересованы разобраться в происходящем, у нас и у наших сирийских коллег есть много фактов, указывающих на использование или попытки использования химоружия т.н. сирийской оппозицией, как прекрасно знают в Секретариате ООН, Дамаск делился эти фактами с ОЗХО. Однако для выяснения истины нужно, чтобы Техсекретариат Организации занимался своим делом: беспристрастно контролировал выполнение государствами положений КЗХО, и тогда можно будет ожидать и профессиональных, непредвзятых расследований. При этом нельзя предъявлять одним странам завышенные требования, а на огрехи других в аналогичных ситуациях закрывать глаза и игнорировать вопросы, возникающие в данном контексте к негосударственным акторам. До подобной беспристрастной работы ТС ОЗХО, к сожалению, пока ещё очень далеко.
Более того, свидетельств прямых подтасовок, манипуляций и внутренних нарушений в ТС ОЗХО в отношении сирийского «химдосье» накопилась уже «критическая масса». Это и вопиющие нарушения при проведении расследований инцидентов в Хан-Шейхуне в апреле 2017 г. и Думе в апреле 2018 г., и свидетельства бывших сотрудников ОЗХО о прямых подтасовках выводов МУФС под давлением западных стран, и практика репрессий и запугивания «вольнодумцев», которые в этом подлоге отказались участвовать. Я не буду снова перечислять все эти факты, мы подробно говорили об этом в прошлых выступлениях. В декабре прошлого года мы передали список вопросов на этот счет Гендиректору ОЗХО Фернандо Ариасу, и ответа ни на один из них до сих пор не получили ни в ходе заседания нашего Совета, ни после него. Наши западные коллеги любят говорить о важности транспарентности в работе ОЗХО и хвалить руководство ТС за соблюдение этого принципа. Хочется спросить: где же эта транспарентность, когда на конкретные вопросы государств-членов СБ по существу поднимаемых в Гааге тем раз за разом вынуждена пытаться отвечать г-жа Накамицу, а не глава профильной структуры?
А вопросов с каждым днем все больше, и задают их далеко не только государства. Свежий пример – обращение к Гендиректору группы видных общественных деятелей, опубликованное 8 февраля известной НПО «CourageFoundation», в котором руководство ТС призывают, наконец, разобраться в многочисленных нарушениях в его работе, включая свидетельства о подлоге при подготовке доклада о расследовании в Думе. Призываем ТС на него публично отреагировать, потому что молчание и недосказанность лишь усиливают подозрения в том, что Техсекретариату есть чего скрывать. Тот факт, что г-н Ариас, по сути, прячется за спиной г-жи Накамицу, не добавляет авторитета ОЗХО в свете тех обвинений, о которых я сказал выше.
Г-н Председатель,
Я предвкушаю традиционные обвинения в наш адрес в попытках расшатать и подорвать авторитет ОЗХО от наших западных коллег. Под ними нет никаких оснований: Россия, наоборот, борется за возрождение доброго имени этой организации, пытается услышать от руководства ответы на волнующие всех вопросы. СБ ООН не может позволить себе безучастно наблюдать, как из-за политизации разрушается одна из опор режима нераспространения ОМУ. Борьба за восстановление доверия к ОЗХО и укрепление ее авторитета – это наше общее дело, и мы рассчитываем на поддержку в этом со стороны остальных членов Совета. В том числе и в контексте реагирования на упомянутый мной новый ожидаемый «политический заказ» ГРИ, а также предстоящего голосования в Гааге и всех иных губительных для ОЗХО и в целом для задачи борьбы с распространением ОМУ шагов, которые могут за ним последовать. Если недруги Сирии, они же по совместительству противники реального уничтожения химоружия на всей её территории, добьются желаемого, нас всех будут ожидать очень тяжелые времена. И ничего хорошего ОЗХО, а также международному сотрудничеству в данной и иных критически важных сферах, они не сулят.