Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского в ходе видеоконференции Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2118

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Рад приветствовать вас на этом первом в новом году заседании Совета. Поздравляем наших тунисских коллег с началом председательства в СБ. Хотел бы заверить Вас, г-н Председатель, что Вы можете рассчитывать на нашу всемерную поддержку.

Хотел бы также отдельно поприветствовать «пятерку» новых непостоянных членов, начинающую свою двухлетнюю «вахту» в СБ, и пожелать им успешной и плодотворной работы. 

Благодарю г-жу Изуми Накамицу за представление 87-го ежемесячного доклада Гендиректора ОЗХО (S/2020/1300) о ходе реализации резолюции СБ ООН 2118. Спасибо, Изуми. 

Коллеги,

Весьма символично, что мы начинаем нашу работу в этом году с обсуждения сирийского химдосье в открытом формате. По нашей инициативе с сентября заседания Совета по этой теме стали открытыми, что позволило всем, кто следит за этим сюжетом, получать информацию «из первых рук». Отрадно, что в этот раз против этого не выступил ни один член СБ. Это, безусловно, позитивный сигнал, свидетельство того, что все члены Совета осознали важность транспарентной дискуссии по этому сюжету. Транспарентность и непредвзятый, основанный на фактах подход - вот два принципа, которые Россия на протяжении всего 2020 года продвигала в Совете в контексте сирийского «химдосье». 

В этих целях мы, в частности, провели 28 сентября встречу членов СБ по «формуле Арриа» с участием независимых экспертов Я.Хендерсона, Т.Постола и А.Матэ. В октябре по инициативе России Совет услышал оценки бывшего Гендиректора ОЗХО Ж.Бустани – профессионала с безупречной репутацией и многолетним опытом руководства Организацией. Его выступление, которое нам пришлось зачитать из-за неконструктивной позиции западных делегаций, даёт объективный «срез» внутренней ситуации в ОЗХО, чреватой серьёзными проблемами для её репутации и эффективности.

Несколько месяцев мы добивались приглашения на дискуссию СБ по сирийскому «химдосье» нынешнего Гендиректора ОЗХО Ф.Ариаса. Он от этого долго под разными предлогами уклонялся. Наконец, в декабре г-н Ариас все же выступил перед Советом в качестве докладчика. Настаивая на его приглашении, мы надеялись, что уважаемый Гендиректор ОЗХО наконец даст разъяснения по тем вопросам, которые накопились к работе Техсекретариата этой организации, в том числе по поводу получающих всё больший резонанс многочисленных нестыковок и нарушений применительно к сирийскому «химдосье». К сожалению, этого не произошло. Г-н Гендиректор ограничился лишь формальным повторением уже известных всем общих тезисов. Ничего нового от него ни на открытой, ни на закрытой части декабрьского мероприятия мы так и не услышали. 

К тому же полноценного брифинга г-на Ф.Ариаса, к сожалению, вообще не получилось: открытая часть видеоконференции была внезапно прервана и переведена в закрытый формат. Объяснить, почему это произошло, нам никто так и не смог. В итоге г-н Гендиректор вообще уклонился от ответов на вопросы аудитории в ходе открытой части заседания, хотя такой подход противоречит нормальной практике участие докладчиков в работе СБ. Надеемся, что такой нелицеприятной для всего Совета ситуации больше не повторится. 

Мы рассчитываем, что уже в ближайшей перспективе г-н Ариас найдет в себе мужество вновь появиться и предстать перед Советом и публично ответить на наши вопросы. Их список у присутствовавших на дискуссии 11 декабря членов Совета есть. Для информации вновь прибывших мы планируем распространить его еще раз.

Г-н Председатель,

Позвольте мне кратко ввести новых членов Совета в курс дела и объяснить, почему обсуждение сирийского «химдосье» вызывает столько эмоций и полярных оценок в Совете. Давайте обратимся к фактам. 

Сирия добровольно, с подачи России присоединилась к ОЗХО, выполнила первоначальное объявление по КЗХО и избавилась от всех запасов химоружия. В 2014 г. сирийская военно-химическая программа была полностью закрыта, запасы химического оружия ликвидированы, а объекты по производству химоружия уничтожены. ОЗХО это неоднократно подтверждала. С тех пор Сирия всесторонне сотрудничает с ОЗХО, ее Техническим секретариатом (ТС), включая Миссию по уточнению первоначального объявления Сирии (МООС), а также со всеми миссиями по расследованию «на земле». К сожалению, надежды на то, что все это поможет оставить в прошлом обвинения в адрес руководства САР в применении химоружия против своего населения, не сбылись. 

Все эти годы ряд государств продолжает использовать «химическую карту» для того, чтобы наращивать давление на правительство САР, которое они безуспешно пытались свергнуть на волне т.н. арабской весны. Не буду сейчас вдаваться в подробности, но факты состоят в том, что западные страны раз за разом выдвигают крайне серьезные обвинения в адрес Дамаска, ссылаясь на, мягко говоря, неубедительные доказательства, вроде видеороликов из соцсетей или «показаний» заведомо ангажированных свидетелей из числа антиправительственной оппозиции либо вообще печально известных «Белых касок». При этом свидетельства обратного, которые представляют не только САР и Россия, но и целый ряд независимых экспертов и организаций, упорно игнорируются. 

К сожалению, все более выраженно негативную роль в этом процессе играет ТС ОЗХО. Поначалу у нас еще были какие-то надежды, что он сможет четко придерживаться своего технического мандата и непредвзято расследовать случаи предполагаемого применения химоружия на территории Сирии. Однако эти надежды очень быстро развеялись. 

Примеры нестыковок в докладах ТС ОЗХО начинаются с самых первых докладов МУФС, где то снаряды попадают в вентиляционные шахты, «заточенные» под их диаметр, то ненаводящиеся авиабомбы вместо свободного падения мистическим образом подлетают по 5 км до цели, то активисты «Белых касок» собирают образцы зарина чуть ли не голыми руками.

Дальше стало еще хуже. ТС отбросил даже видимость соблюдения нормальных практик и процедур сбора доказательств, в том числе т.н. принцип сохранности вещественных доказательств. Когда же его отдельные наиболее ответственные сотрудники, не пожелавшие пойти на сделку с совестью, «забили тревогу» и стали отказываться участвовать в прямом подлоге, руководство ТС стало прибегать к практике репрессий, запугивания, передергивания фактов и всячески подавлять «инакомыслящих». 

Тем не менее к началу 2021 г. количество свидетельств прямых подтасовок, манипуляций и внутренних нарушений в самом ТС ОЗХО перевалило за критическую отметку. Мне пришлось бы перечислять их несколько часов кряду. Наиболее яркие примеры – это вопиющие нарушения при проведении расследований инцидентов в Хан-Шейхуне в апреле 2017 г. и Думе в апреле 2018 г. Я призываю всех, кто заинтересован составить объективное представление на этот счет, изучить материалы, представленные независимыми экспертами в ходе упомянутой мной «формулы Арриа» 28 сентября. Из них следует, что выводы ТС по Хан-Шейхуну и Думе противоречат элементарным законам физики. Прошу обратить внимание и на свидетельства бывшего инспектора ОЗХО, непосредственно участвовавшего в расследовании инцидента в Думе, Я.Хендерсона, о том, что руководство ТС «подтасовало» выводы о применении САР химоружия под прямым давлением западных стран. Резюме упомянутой «формулы Арриа» у вас есть, по нашей просьбе оно должно быть распространено в ближайшее время в качестве официального документа СБ и ГА. 

Г-н Председатель,

Доклад Группы по расследованию и идентификации по Аль-Латамне в 2017 г. – своего рода кульминация всех недобросовестных усилий ТС. Это политически ангажированный, фактологически недостоверный и технически неубедительный документ, который был «в пух и прах» раскритикован экспертами. Свою подробную критику мы уже излагали, наши аргументы распространены в качестве официального документа СБ еще в июне прошлого года. Однако не надо даже быть экспертом, чтобы понять, что необходимости в гипотетическом использовании химоружия со стороны сирийских правительственных сил в тот момент просто не было, т.к. в этот период сирийская армия успешно наступала и уже и так вернула под свой контроль до 75 процентов территории! 

Тем не менее именно этот крайне сомнительный доклад лег в основу «обвинительного» антисирийского решения Исполсовета ОЗХО, принятого минимально необходимым количеством голосов на его сессии в июле прошлого года. Это решение предписывало САР выполнить заведомо невыполнимые условия – задекларировать якобы оставшееся у нее химоружие и связанные с ним объекты, которых у Сирии попросту нет. Естественно, поэтому выполнить данный ультиматум эта страна не смогла. В итоге теперь наши западные коллеги пытаются инициировать процесс поражения Сирии в правах в ОЗХО. Надеемся, что большинство делегаций на КГУ в апреле откажутся участвовать в этой провокации и инициированное группой западных стран по сути «карательное» решение не пройдёт. 

Что касается очередного доклада Гендиректора о выполнении резолюции СБ 2118, то мы серьезно озабочены тем, что в нём снова фигурируют «обвинительные» пассажи про незакрытые вопросы по первоначальному объявлению. Как мы узнали от бывшего инспектора ОЗХО упомянутого мной Я.Хендерсона в ходе встречи по «формуле Арриа», руководство Техсекретариата дает Миссии по оценке первоначального объявления прямое указание держать их открытыми. При таком подходе, как бы ни оправдывались сирийцы, закрыть эту часть досье им все равно не дадут. Также хотел бы напомнить, что, по оценке этого же эксперта, на начальном этапе присоединения к КЗХО у многих государств-обладателей, подававших свои объявления в тот период, были схожие проблемы. Но для них они трактовались как «незначительные недочеты», не мешающие подтвердить целостность объявления. 

Я не буду сейчас углубляться в детали проблематики первоначального объявления как такового, поскольку дискуссия по этой теме – прерогатива гаагской площадки, где для этого есть необходимая техническая экспертиза. Такой экспертизы, кстати сказать, нет у Секретариата ООН, поэтому для нас вдвойне непонятно, почему он так активно эту тему педалирует. Однако в порядке общего замечания отмечу, что, по сложившейся в ОЗХО практике, первоначальная декларация – это динамичный инструмент. «Дообъявление» тех или иных запасов происходит постоянно и не является чем-то экстраординарным. Это может быть найденное, старое, оставленное химоружие или же химические средства борьбы с беспорядками. Примеров этого много. Мой американский коллега наверняка знает о том, что США регулярно вносят обновления в свою декларацию, из-за чего их объявленные запасы хоть немного, но постоянно растут. В том же ряду идут Канада, Бельгия, Франция, Германия, другие страны. В частности, наши немецкие коллеги, которые, как известно, громче всех озвучивали антисирийские лозунги в СБ, в 2013 году сами с запозданием задекларировали объект, на котором в 2011-2012 гг. производился азотистый иприт. Причина – якобы Берлин не был в курсе требований по ОЗХО. Как вы видите, от ошибок не застрахован никто.

Что касается проблем с первоначальными декларациями, то достаточно упомянуть Ливию, в которой в 2012 г. было найдено порядка 500 незаявленных боеприпасов, или Ирак, первоначальную декларацию которого вообще никто не подтверждал, а сделана она была только на основании имеющихся ооновских документов. Однако в этих случаях ТС ОЗХО погрешности с первоначальным объявлением «спустил на тормозах». 

Одним словом, есть все основания полагать, что сирийское первоначальное объявление – это не какой-то исключительный случай, а ажиотаж вокруг него нагнетается ТС ОЗХО и западными делегациями искусственно. Поэтому мы призывали г-на Ф.Ариаса в декабре разъяснить, почему ТС откровенно прибегает к практике двойных стандартов и «прощает» незначительные огрехи в первоначальном объявлении одним странам, в то же время «раздувая» обвинения в адрес других. Ответа мы не услышали. Вместо этого видим в докладе очередные утверждения, что Сирия якобы «недостаточно активно сотрудничает» с ОЗХО в разрешении этой проблемы.

Г-н Председатель,

Во избежание недопонимания я бы хотел подчеркнуть, что Россия, как и любое другое ответственное государство-член ОЗХО, категорически осуждает применение химоружия кем-либо где бы то ни было в каких бы то ни было целях. Именно поэтому нам важно, чтобы данная Организация была способна полноценно справляться с реализацией своего мандата. Эта проблема носит глобальный характер и не ограничивается Сирией. Сирийское «химдосье» стало лишь своего рода «лакмусовой бумажкой», благодаря которой отчетливо проявились все те проблемы, которые отягощают текущую деятельность ТС ОЗХО. Проблема же на самом деле гораздо шире, и она уже имеет системное измерение – набирает обороты кризис доверия к одной из некогда наиболее авторитетных международных организаций, которая, к сожалению, превращается в инструмент политических манипуляций и наказания неугодных.

Это крайне опасная тенденция, и мы обязаны противостоять ей коллективными усилиями. ОЗХО серьезно больна политизацией, и те, кто призывает на это закрыть глаза, лишь усугубляют ее состояние. Хочу задать нашим коллегам, которые так любят обвинять Россию в попытках «подорвать авторитет» ОЗХО, вопрос: кто действительно хочет добра пациенту – врач, который ставит диагноз и лечит, зачастую прибегая к неприятным для пациента процедурам, либо тот, кто вопреки объективным фактам убеждает пациента, что он абсолютно здоров? ОЗХО, к сожалению, нездорова. Давайте вместе будем ее лечить. 

Г-н Председатель, 

В заключение хотел бы заверить Вас, что мы намерены и дальше бороться за восстановление доверия к ОЗХО и укрепление ее авторитета, отстаивать основы режима нераспространения ОМУ и активно противостоять дезинформации и откровенной лжи. Рассчитываем в этом на поддержку всех наших коллег по СБ.

Благодарю Вас.