Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи в ходе видеоконференции Совета Безопасности ООН по вопросам выполнения резолюции СБ 2118

Уважаемая г-жа Председатель,

В первую очередь хотел бы сказать, что мы приняли к сведению Вашу ссылку на записку Председателя 507, но хотел бы обратить внимание, что эта записка не является резолюцией Совета Безопасности. Содержащиеся там положения носят не обязывающий, а рекомендательный характер. Разумеется, мы должны соблюдать краткость, которая, как известно, является «сестрой таланта», но в некоторых ситуациях это не представляется возможным. 

Г-жа Председатель, 

 С учётом того, что у Вас сегодня первая возможность ознакомиться с обсуждением в Совете сирийского химического досье, я позволю себе достаточно краткий, но, уверен, полезный для всех экскурс в историю этой темы и её обсуждения в Совете. 

Сирия добровольно, с подачи России, присоединилась к ОЗХО, выполнила первоначальное объявление по КЗХО и избавилась от всех запасов химоружия. В 2014 г. сирийская военно-химическая программа была полностью закрыта, запасы химического оружия ликвидированы, а объекты по производству химического оружия уничтожены. ОЗХО это неоднократно подтверждала. С тех пор Сирия всесторонне сотрудничает с ОЗХО, ее Техническим секретариатом (ТС), включая Миссию по уточнению первоначального объявления Сирии (МООС), а также со всеми миссиями по расследованию «на земле». Хочу отдельно отметить, что Миссию по установлению фактов (МУФС) Сирия вообще к себе пригласила инициативно. 

К сожалению, надежды на то, что все это поможет оставить в прошлом обвинения в адрес руководства САР в применении химоружия против своего населения, не сбылись. Все эти годы ряд государств продолжает использовать «химическую карту» как инструмент давления на правительство САР. Раз за разом они выдвигают крайне серьезные обвинения в адрес Дамаска, ссылаясь на неубедительные доказательства, вроде видеороликов из соцсетей или «показаний» заведомо ангажированных свидетелей, либо просто грубо подтасовывая факты. При этом любые контраргументы, которые представляют не только САР и Россия, но и целый ряд независимых экспертов и организаций, ими отметаются без сколько-либо внятных объяснений. 

ТС ОЗХО, к сожалению, взял на себя роль ретранслятора антисирийских чаяний западных стран и практически с самого начала стал «штамповать» доклады в русле этих установок. 

Доказательная база при этом традиционно «хромала», изобилуя техническими нестыковками, зачастую противоречащим всем законам физики и логики. То снаряды попадали в вентиляционные шахты, «заточенные» под их диаметр, то ненаводящиеся авиабомбы вместо свободного падения мистическим образом пролетали по 5 км до цели, то образцы зарина «Белые каски» собирали чуть ли не голыми руками. 

ТС отбросил даже видимость соблюдения нормальных практик и процедур сбора доказательств, в том числе т.н. принцип сохранности вещественных доказательств. Когда же отдельные «вольнодумцы» в рядах его сотрудников «забили тревогу» и стали отказываться от участия в прямом подлоге, руководство ТС стало прибегать к практике репрессий, запугивания, передергивания фактов и всячески подавлять «инакомыслящих». 

В итоге количество свидетельств прямых подтасовок, манипуляций и внутренних нарушений в самом ТС ОЗХО перевалило за критическую отметку. Наиболее яркие примеры – это вопиющие нарушения при проведении расследований инцидентов в Хан-Шейхуне в апреле 2017 г. и Думе в апреле 2018 г. Я призываю всех, кто заинтересован составить объективное представление на этот счет, изучить материалы, представленные независимыми экспертами Т.Постолом и А.Матэ в ходе «формулы Арриа» 28 сентября прошлого года, их мы распространили в качестве официальных документов СБ и Генассамблеи ООН. Прошу также обратить внимание и на свидетельства бывшего инспектора ОЗХО, непосредственно участвовавшего в расследовании инцидента в Думе, Я.Хендерсона о том, что руководство ТС «подтасовало» выводы о применении САР химоружия под прямым давлением западных стран. 

Не буду подробно останавливаться на деятельности Группы по расследованию и идентификации (ГРИ), которая сама по себе нелегитимна, т.к. ее создание было «продавлено» в Исполсовете в нарушение принципа консенсуса и в нарушение КЗХО. Неудивительно, что её итоговые «продукты» не выдерживают никакой критики в силу политической ангажированности, фактологической недостоверности и технической безграмотности. Свою подробную позицию мы уже излагали, наши аргументы в отношении доклада ГРИ по инциденту в Аль-Латамне в 2017 г. распространены в качестве официального документа СБ еще в июне прошлого года. Нас совершенно не удивит, если в ближайшее время появятся новые заказные псевдоразоблачения ГРИ, столь же неубедительные, как и доклад по Аль-Латамне. Это как выход новой книги из уже порядком надоевшей читателем серии и никакой сенсации здесь уже не будет. Однако усилия и потуги ГРИ – лишь «верхушка айсберга». Корень же проблемы в том, что сирийское «химдосье» давно уже стало для наших западных коллег лишь инструментом наказания неугодных властей в Дамаске. Поэтому бесполезно искать в нём какую-либо связь с применением или неприменением химоружия.

Это самым наглядным образом проявляется в истории с проектом «обвинительного» антисирийского решения Исполсовета ОЗХО. Решение по нему было принято Исполсоветом минимально необходимым количеством голосов в июле прошлого года. Оно предписывает САР заведомо невыполнимые условия – задекларировать якобы оставшееся у нее химоружие и связанные с ним объекты, которых у нее попросту нет. Естественно, выполнить этот ультиматум Сирия не смогла. В итоге теперь наши западные коллеги пытаются инициировать процесс ее поражения в правах в ОЗХО. Надеемся, что большинство делегаций на Конференции государств-участников (КГУ) в апреле откажутся участвовать в этой провокации и инициированное группой западных стран «карательное» решение не пройдёт. Ведь совершенно очевидно, что ничего чрезвычайного в вопросах «химдосье» Сирии в целом и первоначального объявления в частности, что требовало бы подобных шагов, на самом деле не происходит: на прошлом заседании мы уже отмечали, что диалог Дамаска и ОЗХО по этим вопросам имеет совершенно нормальный, рутинный характер; ровно те же нюансы в контексте первоначального объявления приходилось урегулировать многим государствам, в т.ч. западным. 

Я не буду дальше развивать эту тему, хотя примеров использования Техсекретариата ОЗХО в интересах упомянутого мною «политзаказа» становится все больше и больше. Они уже нанесли ущерб репутации ОЗХО как международной организации. Я предвкушаю новые обвинения в наш адрес в выступлениях наших западных коллег в попытках расшатать и подорвать авторитет ОЗХО. Под ними нет никаких оснований: Россия, наоборот, борется за возрождение доброго имени этой организации, пытается услышать от её гендиректора Ф.Ариаса ответы на волнующие всех вопросы.

В заключение, г-жа Председатель, я хотел бы этим и ограничиться и заострить Ваше внимание на том, что с приездом в Нью-Йорк нового Постоянного представителя САР, уважаемого г-на Бассама Саббага, который много лет представлял Сирию в ОЗХО и обладает исчерпывающим экспертизой по всем нюансам взаимодействия Дамаска и этой структуры, у Совета появился прекрасный шанс получить информацию о реальной ситуации вокруг сирийского «химдосье» из «первых рук». В том числе и о прогрессе в закрытии вопросов с химоружием в Сирии, достигнутом на гаагской площадке. Лучше него об этом нам сейчас не расскажет никто. Призываю Вас самым внимательным образом выслушать его выступления в конце нашего заседания. 

Благодарю Вас.

 

Ответное слово после выступления представителя Великобритании: 

Я хотел прокомментировать несколько заявлений, которые были сделаны в ходе этого заседания.

Признательны нашим британским коллегам за то, что они напомнили нам о третьей годовщине печально известного «дела Скрипалей». Сегодня действительно 4-е  марта. Я хотел бы сказать, что для нас это странное дело, которое наши западные партнеры, видимо, считают закрытым на основании печально известного термина, который проник в вокабуляр наших западных партнеров, а именно “highly likely”, не закрыто. Мы по-прежнему не получили ответы на десятки, если не сотни, вопросов, которые мы задавали нашим британским коллегам. Ознакомиться с перечнем этих вопросов можно на сайте Посольства России в Великобритании. Я настоятельно рекомендую тем, кто интересуется этим загадочным делом, по сути своей – провокацией, обратить внимание на этот перечень вопросов. А мы в свою очередь, как я уже и говорил, при соответствующем обсуждении тем, связанных с применением химического оружия, найдем способ, как сделать эти вопросы вновь публичными. И мы по-прежнему будем добиваться ответов на эти вопросы. 

Благодарю Вас, г-н Председатель.