Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по политической ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Признательны Спецпосланнику Гейру Педерсену за брифинг.

Глобальная пандемия коронавируса повлияла на то, как мы подходим к разрешению конфликтов, в том числе ее влияние сказалось и на процессе политурегулирования в Сирии. Тем не менее усилия Г.Педерсена продолжаются, мы приветствуем достижение сирийскими сторонами договоренностей по повестке дня третьего раунда переговоров в рамках Конституционного комитета. Никто сейчас не может предсказать, когда это заседание состоится. Конечно, чем скорее это произойдет, тем лучше, однако знать наверняка может лишь ВОЗ. Продолжим оказывать Спецпосланнику всевозможное содействие, поддерживать контакты с сирийскими сторонами и налаживать диалог между Дамаском и территориями на северо-востоке страны.

Несмотря на «похороны» «Астаны», которые некоторые наши коллеги поспешили провести в зале заседаний СБ ООН, 22 апреля состоялась телеконференция Министров иностранных дел России, Турции и Ирана в рамках Астанинского формата. Была подчеркнута ведущая роль «Астаны» в продвижении всех компонентов сирийского урегулирования, включая стабилизацию обстановки, содействие возвращению беженцев, решению гуманитарных проблем гражданского населения, а также межсирийскому диалогу в рамках Конституционного комитета. Министры условились и далее продолжать интенсивные контакты, в том числе с тем, чтобы подготовиться к будущему саммиту Астанинского формата.

В Идлибе в целом соблюдается режим прекращения огня, достигнутый в результате реализации российско-турецкого протокола от 5 марта. Это позволило добиться существенных результатов в деэскалации обстановки, хотя этому пытаются воспрепятствовать незаконные вооруженные формирования и террористы из «Хейят Тахрир Аш-Шам». В феврале и марте погибли сотни мирных жителей. Вчера все мы слышали о прогремевшем в Африне взрыве, который унес жизни более 40 человек. В целом же на северо-востоке Сирии, только за период с 20 по 31 марта, погибло 82 человека, 100 получили ранения. Радикальные группировки по-прежнему препятствуют работе российских и турецких военных в Идлибе – устраивают провокации, создают завалы. Тем самым подтверждается актуальность дальнейших усилий по отмежеванию умеренной оппозиции от террористов. Хотели бы подчеркнуть, что распространение коронавируса не должно использоваться в качестве еще одного аргумента в пользу «обеления» боевиков.

Г-н Председатель,

Наиболее сложная обстановка, в том числе на фоне угрозы распространения коронавируса, остается на неподконтрольных Правительству Сирии территориях. Как и раньше, у нас нет четкой картины того, что происходит в районах, оказавшихся под незаконной оккупацией. Мы слышим много призывов к Правительству Сирии относительно того, что ему следует и чего не следует делать. Однако мы практически ничего не слышим о том, что происходит на оккупированных или неподконтрольных Дамаску территориях. Напоминаем, что ответственность за все происходящее там лежит на оккупирующих силах. Хорошо известно и о проблеме бунта в тюрьмах, о заключенных, которые разбегаются по соседним странам. Мы знаем, что от имени так называемой международной коалиции была направлена «помощь» на северо-восток якобы для борьбы с коронавирусом. Эта помощь включала дубинки, щиты и другие необходимые для подавления бунтов предметы.

Нас также интересует, что происходит в лагерях «Рукбан» и «Аль-Хоуль». Надеемся, что нам расскажут о мерах, предпринимаемых там по профилактике коронавируса.

Со своей стороны, хотели бы поделиться следующим сюжетом. Две недели назад из «Рукбана» смогла выйти и сдаться правительственным войскам группа из 34 боевиков, входящих в «Магавир Ас-Саура». Вышла с боем, потому что просто так из «Рукбана» не уйти. Эти люди подробно рассказали западным журналистам, что там происходит, в частности, что их тренировали вести подрывную деятельность и что вся доходящая до «Рукбана» гуманитарная помощь перепродается. Рекомендую почитать эти интервью, они очень расширяют кругозор.

Все это доказывает, что без возвращения всей территории Сирии под контроль законного правительства решение проблем в этой стране невозможно. Это касается и угрозы коронавируса. Напоминаем, что звучащие в адрес Дамаска призывы умножить усилия по борьбе с пандемией неактуальны, так как до 30 % территории находится под контролем либо иностранных войск, либо оппозиции, либо террористов. Ответственность в этом случае должны нести те, кто контролирует эти территории.

 Мы вновь заявляем, что односторонние санкции не только калечат сирийскую экономику, из-за чего в первую очередь страдает простое население, но и блокируют поставки в страну лекарств и оборудования, тем самым осложняя борьбу с пандемией. Сирийцы живут на всей территории Сирии, а не только в Идлибе или на северо-востоке. Поэтому призываем коллег не эксплуатировать нынешнюю ситуацию, а на деле помочь сирийцам.

Из позитивных моментов хотели бы отметить шаги ряда арабских государств по налаживанию контактов с сирийским правительством в интересах помощи этой стране как в преодолении экономических и гуманитарных трудностей, так и в борьбе с коронавирусом. Сирия – неотъемлемая часть регионального контекста, и она должна скорейшим образом вернуться в «арабскую семью». Это будет способствовать сирийскому политическому урегулированию и оздоровлению ситуации на Ближнем Востоке.

Благодарю Вас.

 

В ответ на выступление представителя Великобритании:

Буду краток, поэтому не стану вступать в обмен репликами с Кристофом, который, как я понимаю, выдвинул самого себя в члены так называемой «Комиссии по расследованию». Должен честно признать, что Ваш запрос, Кристоф, ни о чем мне не говорит. Если что-то изменится, я дам знать. Я рекомендовал бы сосредоточиться на тех сирийцах, кого на протяжении 9 лет конфликта мучили, обезглавливали, убивали террористы. Вот уж где есть большое пространство для изысканий.

Однако я хотел бы обратить внимание на другой вопрос. Восхищаюсь дедуктивными способностями нашего британского коллеги, который в столь элегантной форме представил свой глубокий анализ доклада «Комиссии по расследованию». Всем известно, что мы не признаем этот механизм, учрежденный Генеральным секретарем ООН в превышение своих полномочий. Тем не менее, стоит отметить, что, даже вооружившись увеличительным стеклом, эта Комиссия не смогла установить ни один факт смерти гражданского лица, вызванный, говоря словами самого доклада, «обстрелами сирийских ВВС или их союзников». Что удалось обнаружить – так это наличие жертв обстрелов со стороны террористов. Согласно все тому же докладу, не было уничтожено ни одного госпиталя, речь идет лишь о незначительных повреждениях. Мы знаем, что многим из вас это пришлось не по вкусу и даже вызвало разочарование. Однако налицо отчетливая тенденция. С какими бы возражениями вы ни выступали, то, о чем мы уже давно говорим, сегодня получило необычное подтверждение в докладе так называемой «Комисси по расследованию».

Благодарю Вас.