Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Проскурякова в Шестом Комитете 74-й сессии Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках ООН»

Г-н Председатель,

Выражаем признательность Генеральному секретарю за очередные доклады по теме привлечения к уголовной ответственности должностных лиц ООН и экспертов в командировках в случае совершения ими преступлений.

Значительный вклад в борьбу с безнаказанностью за преступления, совершаемые такими лицами, вносит Генеральная Ассамблея. Разработанный при ее непосредственном участии комплекс превентивных мер считаем в целом адекватным масштабам проблемы. Приветствуем деятельность, проводимую государствами, миротворческими операциями и специальными политическими миссиями по предварительной подготовке и инструктажу персонала.

Своевременное доведение информации о преступном деянии повышает эффективность борьбы с безнаказанностью. В этой связи подчеркиваем важность незамедлительного информирования Секретариатом государств о случаях, когда их граждане, находящиеся в командировках на службе ООН, подозреваются в совершении преступлений. Призываем и далее укреплять каналы связи между Организацией и государствами в этой сфере.

При расследовании обвинений в адрес ооновцев государство гражданства международных служащих должно играть главную и активную роль в осуществлении юрисдикции. При этом без ущерба для правового статуса персонала и экспертов ООН в командировках важно гарантировать, чтобы они не освобождались от ответственности за преступные деяния, которые совершены ими в местах службы.

Изучение поступивших от государств комментариев, которые публикуются в докладах Генерального секретаря, свидетельствует о том, что государства располагают необходимыми правовыми механизмами для привлечения к уголовной ответственности своих граждан из числа сотрудников ООН. Есть соответствующие нормы уголовного права, есть и международные договоры, способствующие межгосударственному сотрудничеству на этом направлении. Не видим каких-либо правовых пробелов в этой области. В этом контексте целесообразность разработки договора по данной тематике в настоящее время для нас не очевидна.

С удовлетворением отмечаем, что согласно разделу доклада Генерального Секретаря о конкретных случаях взаимодействия Секретариата ООН и государств по уголовному преследованию должностных лиц и экспертов в командировке, сотрудничество поддерживается на должном уровне и ситуации не остаются без рассмотрения.

К сожалению раздел доклада о нормативных документах и процедурах Секретариата ООН, ее программ и фондов носит отрывочный характер. Охвачены далеко не все подразделения системы ООН. Нет сводной аналитики. В частности, было бы интересно получить более подробную информацию о том, в каких случаях эти структуры обращаются за содействием в расследовании к государству гражданства, а в каких - государству места пребывания международной организации. Возможно, это имело бы смысл отразить в резолюции по рассматриваемой теме.

Благодарю Вас.