Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на неофициальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Признательны за созыв сегодняшнего неофициального заседания Генассамблеи ООН по вопросам регионального представительства в рамках межправительственных переговоров по реформе СБ.

Хорошо известно, что Россия выступает за расширение представленности в СБ развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. В этих частях света проживает большая часть населения нашей планеты, и состав Совбеза должен отражать это. Хотелось бы особо подчеркнуть, что должна быть исправлена историческая несправедливость в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствуют ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств. Это особенно актуально с учетом того, что значительное большинство вопросов, рассматриваемых Советом, имеет прямое отношение к Африке.

Тем, кто следит за работой СБ ООН, очевиден перекос в пользу западных государств. Бросается в глаза, в частности, что почти треть членов Совета сейчас представляют сравнительно небольшую группу государств Евросоюза. И дело даже не в том, что в ЕС уже сегодня проживает в три раза меньше жителей, чем в Африке, а к 2030 г. этот разрыв, по некоторым оценкам, вырастет до 5 раз. Проблема скорее в том, что страны-члены этого блока не только высказывают созвучные позиции, но и ставят перед собой задачу проводить общую внешнюю политику и говорить «одним голосом». Если же смотреть еще шире, то чуть меньше половины членов СБ являются западными государствами.

Возникает вполне законный вопрос: что нам даст увеличение представленности ЕС и государств «исторического запада» в целом? Не думаю, что это добавит в нашу структуру многообразия, которое мы все хотим там видеть. Кроме того, принцип справедливой представленности будет тем более нарушен, если в Совете на постоянной основе появятся новые члены, представляющие страны Запада. Даже если сегодня они работают над реформой СБ в рамках более пестрых «групп по интересам». Поэтому мы принципиально выступаем за повышение в Совете профиля развивающихся стран, отстаивающих подходы, отражающие интересы и чаяния большей части населения Планеты.

При этом хотели бы отметить, что при любых раскладах Совет должен оставаться компактным. В противном случае неизбежно пострадает его работоспособность и оперативность. В этой связи обратили внимание, что некоторые предлагаемые модели расширения Совета, в том числе вновь озвученные сегодня, не отвечают, как представляется, таким логичным критериям. Убеждены, что разумный «потолок» численности членов Совета – чуть больше двадцати членов.

Отдельно хотели бы указать, что, как это уже неоднократно отмечалось, с учетом неформального характера межправительственных переговоров, мы выступаем против их видеотрансляции и стенографирования.

В целом исходим из того, что в вопросах обсуждения повестки реформирования СБ необходимо придерживаться «пакетного» подхода. Он подразумевает принцип «пока не согласовано все, не согласовано ничего». Следование ему является важным залогом успеха в нашей дальнейшей работе.

Благодарю за внимание.