Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на совместном брифинге председателей вспомогательных комитетов Совета Безопасности ООН по вопросам борьбы с терроризмом

Г-н Председатель,

Мы признательны постоянным представителям Австралии, Марокко и Республики Корея за доклады о работе возглавляемых ими комитетов. Их деятельность – важный  вклад в укрепление центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в сфере международного антитеррористического взаимодействия.

К сожалению, несмотря на все наши усилия, терроризм остается одной из основных угроз международному миру и безопасности. Об этом напоминают непрекращающиеся террористические атаки в различных регионах мира, день за днем уносящие жизни невинных людей, включая детей.

Очевидно, что терроризм стремительно адаптируется к новым реалиям. Террористы активно пользуются последними достижениями в сфере информационно-коммуникационных технологий, вербуют новых экстремистов в виртуальном пространстве, свободно перемещаются через пористые границы и используют бреши в уголовном законодательстве.

Крайне опасная тенденция – вплетение терроризма в ткань современных региональных конфликтов. В этом плане сохраняется серьезный взрывоопасный потенциал в Северной Африке, зоне Сахеля, на Ближнем Востоке, в афгано-пакистанской зоне. Террористические методы широко применяются антиправительственными группировками в Сирии.

Искоренить угрозу терроризма можно только наращивая коллективные усилия всех членов мирового сообщества с опорой на ООН в строгом соответствии с международным правом.
Г-н Председатель,

Контртеррористический комитет СБ ООН остается краеугольным камнем в фундаменте всей контртеррористической архитектуры ООН. Его эффективному функционированию в прошедший период в немалой степени способствовало умелое председательство посла Лулишки.

Полагаем, что проведенные недавно реформы по совершенствованию процедур работы Комитета и изменению формата его оценочных документов наряду с продолжением важной практики выездных миссий помогут КТК более эффективно выполнять свой мандат в соответствии с резолюциями  СБ 1373 и 1963.

Все больше внимания, в том числе и в Совете Безопасности, уделяется комплексному подходу к противодействию терроризму с акцентом на превентивных мерах в борьбе с этим злом. Важнейшая задача в этой связи – купировать процессы радикализации общественных настроений и провоцирования межконфессиональных и внутриконфессиональных столкновений во всех регионах мира.

Поэтому принципиально важно продолжать усилия, предпринимаемые государствами под эгидой ООН по снижению привлекательности террористической деятельности, противодействию воспроизводству идеологии терроризма и насильственного экстремизма, использованию в террористических целях медийного пространства и глобальной сети Интернет.

Считаем важным укрепление контактов КТК с другими структурами и организациями с целью расширения сети антитеррористического сотрудничества под эгидой ООН. В этом плане мы отмечаем взаимодействие КТК, а также комитетов 1267/1989 и 1540 с Совещанием по вопросам терроризма руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов, проводимым Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Настроены на продолжение практики проведения брифингов представителя этого Совещания в КТК.

Мы положительно оцениваем роль Контртеррористического исполнительного директората в оказании содействия КТК. Приветствуем энергичные усилия нового Исполнительного директора по решению масштабных задач, поставленных перед КТИД в его мандате. Надеемся, что озвученные нами сегодня соображения будут учтены при подготовке резолюции, продляющей мандат КТИД, принятие которой намечено в следующем месяце.

Г-н Председатель,

Комитет СБ 1267/1989 – один из наиболее эффективных механизмов Совета Безопасности на контртеррористическом направлении. Хотели бы отметить активные усилия постпреда Австралии Г.Куинлана на посту его Председателя.

Санкционный список Комитета должен адекватно отражать исходящую от "Аль-Каиды" террористическую угрозу. Поддерживаем предложения по включению в список государствами-членами новых фигурантов.

При этом считаем, что Комитету необходимо оперативно реагировать на меняющийся характер угрозы, без излишней волокиты рассматривая соответствующие заявки. В этом контексте вызывает сожаление, что вне перечня Комитета по-прежнему находятся Стурше, Джабраилов и НПО «Имкандер», свидетельства связей которых с фигурантом «алькаидовского» перечня – террористической организацией «Имарат Кавказ» – более чем убедительны.

Полномочия омбудсмена и порядок рассмотрения заявок на исключение из списка, зафиксированные в резолюции СБ 2083, обеспечивают оптимальный уровень прозрачности работы Комитета. Однако более важная задача – повышение эффективности санкционных механизмов, что полностью зависит от выполнения государствами своих обязательств в этой сфере.

К сожалению, как показывает практика, здесь по-прежнему есть нерешенные проблемы. Так, вопреки п.4 резолюции СБ 2083, все еще действует веб-сайт "Кавказ-центр" – информационный орган упомянутой организации "Имарат Кавказ".

Г-н Председатель,

Поставленная в резолюции СБ 1540 задача по недопущению попадания оружия массового уничтожения  и средств его доставки в руки террористов сохраняет свою актуальность. Россия последовательно выступает за выполнение данной резолюции всеми странами и в полном объеме с учетом комплексного и долгосрочного характера её требований.

Признательны послу Ох Джуну и его предшественнику Ким Суку за эффективное руководство Комитетом 1540. Отмечаем полезную работу Группы экспертов Комитета, оказывающей ему существенную поддержку.

В деятельности Комитета за последние шесть месяцев выделяем усилия в сфере содействия повышению возможностей государств по выполнению требований резолюции СБ 1540. Комитет продолжал развивать сотрудничество со странами и профильными международными и региональными организациями.

Одним из результатов этой работы стало сокращение государств-должников в области отчетности за счёт направления в Комитет Либерией и Южным Суданом первых докладов о выполнении резолюции СБ 1540. Надеемся на дальнейший прогресс на данном направлении в следующем году, в котором мы будем отмечать 10-летие этой резолюции.

Принятая в сентябре резолюция СБ 2118 по уничтожению арсеналов химического оружия в Сирии вновь подтвердила роль резолюции СБ 1540 как ключевого нераспространенческого инструмента. Следует помнить, что отныне государства обязаны информировать СБ ООН о любых ее нарушениях с тем, чтобы Совет мог принять необходимые меры. В свете сообщений о применении в Сирии химического оружия боевиками оппозиционных вооруженных группировок, ряд из которых связан с "Аль-Каидой", этот момент имеет особенно важное значение.

Говоря о дальнейшей работе Комитета, полагаем необходимым продолжать уделять приоритетное внимание тематике содействия государствам. Координирующая роль Комитета в соответствующих усилиях мирового сообщества чрезвычайно важна. Россия со своей стороны будет и впредь активно участвовать в этой деятельности, в том числе в контексте нашего сотрудничества со странами –участниками Содружества Независимых Государств по вопросам выполнения резолюции СБ 1540.

Благодарю Вас.