Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи перед голосованием по проекту резолюции СБ ООН по механизму трансграничной гумпомощи в Сирии, представленному Бельгией, Германией и Кувейтом

Российская Федерация проголосует «против» проекта резолюции «гуманитарной тройки» по механизму трансграничной помощи в Сирии.

Принимаемая из года в год резолюция устарела и не учитывает тех изменений, которые произошли в Сирии с 2014 года, когда впервые принималась резолюция 2165. Тогда механизм создавался в чрезвычайных обстоятельствах, когда объективно не было иных вариантов доставки гумпомощи в районы, неподконтрольные Правительству САР.

Сейчас власти Сирии вернули контроль над большей частью территории, в связи с чем в трансграничной доставке помощи в эти районы больше нет необходимости. Погранпереход на границе с Иорданией не используется с июля 2018 года. Объемы поставок через КПП на границе с Ираком, согласно докладам ООН, незначительны и могут осуществляться как через официальные погранпереходы, которые находятся под контролем сирийской армии, так и с территории Сирии.

Кстати, я бы хотел сказать нашему немецкому коллеге, что в докладе Генсекретаря о гуманитарной помощи в Сирии содержится информация о том, что трансграничной помощью пользуется 1 млн. человек, а не 4 млн.

Напомним также, что ключевой пункт резолюции 2165 – о прямом доступе ооновских гумагентств в район операции – не выполняется на протяжении всех этих лет. Боевики, по-прежнему контролирующие некоторые районы САР, не допускают туда гуманитарщиков, предпочитая самостоятельно контролировать процесс доставки и распределения помощи. Как результат, значительная ее часть используется не по назначению.

Повторю еще раз: данный механизм создавался как временный и чрезвычайный инструмент. В связи с тяжелым положением в то время, он допускал уведомительный характер доставки гумпомощи. Тогда как в соответствии с международным правом – Женевские конвенции, дополнительный протокол 1 ст.70 и резолюция ГА ООН 46/182, приложение 1 – гумпомощь должна доставляться по согласованию с официальными властями страны-получателя. С учетом текущего положения в Сирии необходимо возвращаться к установленным параметрам гумсодействия. Второй преамбулярный пункт резолюции, предложенной соавторами, содержит ссылку на твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии.

В таком случае важно учитывать и мнение Дамаска, то есть страны-реципиента, изложенное в письме заместителя Министра иностранных дел САР Ф.Микдада в адрес Заместителя Генерального секретаря ООН М.Лоукока от 10 декабря 2019 года, в котором четко изложена позиция Правительства Сирии о неприемлемости сохранения механизма в нынешнем виде. Мы все не можем игнорировать позицию страны-получателя гумпомощи.

Изначально предложенный «гуманитарной тройкой» проект из года в год предполагает автоматическое продление резолюции, не предусматривая ее пересмотр и адаптацию. В нем содержались и содержатся положения, не имеющие никакого отношения к гуманитарной составляющей. Такой подход продиктован, на наш взгляд, сугубо политической мотивацией.

На начальном этапе консультаций мы обозначили наши общие озабоченности по тексту. Видя, что работать по предложенному нам документу невозможно, мы предложили свой вариант резолюции. Наш проект сфокусирован исключительно на гуманитарных аспектах при сокращении неиспользуемых пунктов прохода гумпомощи.

Хотел бы акцентировать, что наш документ именно продлевает мандат механизма «трансгранички». Ранее мы воздерживались от его поддержки, но и не блокировали, осознавая гуманитарные потребности населения Сирии. В этом году мы готовы его поддержать. Он предполагает доступ гумпомощи на северо-запад Сирии, где по-прежнему такое содействие необходимо. Свой шаг навстречу нашим коллегам мы сделали.

В ответ же мы получили второй, а затем и третий проекты «гумтройки», которые по-прежнему содержат положения в отрыве от объективной реальности. Считаем такой подход нечестным.

Снова вынуждены это повторить, так как наши доводы, очевидно, не были услышаны коллегами на этапе подготовки к сегодняшнему голосованию. При этом у нас складывается впечатление, что наша аргументация игнорировалась намеренно. Руководствуясь гуманитарными целями, мы согласны на продление механизма трансграничной помощи в те районы, где она востребована. Шестимесячный срок дает нам все возможности посмотреть через полгода, что мы можем и должны сделать для эффективного использования этой гумпомощи. И это не должно стать оправданием для наших коллег, которые готовы заблокировать доставку гумпомощи из-за сроков мандата механизма.

По изложенным причинам мы не можем поддержать проект, предложенный «гумтройкой». В этой связи призываем все тех, кто искренне заинтересован в сохранении гумсодействия в Сирии, а не преследует политические цели, поддержать наш проект.

Благодарю Вас.