Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на брифинге Совета Безопасности ООН, посвященном тринадцатому докладу Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Г-н Председатель,

Признательны г-ну Воронкову и г-же Конинкс за подробный анализ ситуации в сфере борьбы с ИГИЛ. Выражаем поддержку деятельности возглавляемых ими структур. Благодарим г-на Д.Морадиана, нашего давнего друга, за его содержательное и эмоциональное, но трезвое и крайне актуальное выступление.

Сегодня внимание мировой общественности приковано к ситуации в Афганистане. Безусловно, обсуждая контртеррористический контекст, мы не можем обойти стороной обстановку в этой стране.

Казалось бы, после трагических событий 11 сентября 2001 года на протяжении 20 лет Афганистан был полон американских и натовских войск, инструкторов и советников, целью нахождения которых официально называлась борьба с терроризмом и подготовка к этой борьбе афганских национальных сил безопасности. Для этого были задействованы огромные людские и финансовые ресурсы.

Каковы же итоги этой помощи и присутствия? Ушли иностранные помощники и все двадцатилетние усилия в одно мгновение обнулились. Все ушло в пустоту. Никто не захотел, да и оказался не способен сражаться за насаждаемые ценности и интересы иностранных держав.

Перестал ли Афганистан оставаться местом, с территории которого исходят террористическая и наркотическая угрозы? Конечно нет! Но с этим придется разбираться уже новым афганским властям и соседям Афганистана. После ухода западных контингентов афганские граждане остались наедине с еще большим ворохом проблем.

Хотели бы подчеркнуть, что Российская Федерация будет взаимодействовать только с теми политическими силами в Афганистане, которые не связаны с террористами, прежде всего с ИГИЛ, «Аль-Каидой» и аффилированными с ними группировками. Рассчитываем, что все афганские стороны воздержаться от насилия и будут содействовать урегулированию ситуации мирным путем.

Г-н Председатель,

Благодаря последовательным усилиям российских и сирийских военных за последние годы удалось существенно ослабить потенциал террористических организаций, орудующих на территории Сирии, в особенности ИГИЛ. Вместе с тем, отдельные террористические ячейки продолжают свою активность и все еще представляют серьезную угрозу.

Наиболее многочисленной остается сформированная на базе «Джабхат-ан-Нусры» группировка «Хейят Тахрир аш-Шам». По различным оценкам, ее численность составляет от 10 до 15 тысяч. Осложняют борьбу с этой терорганизацией попытки выставить ее в качестве некой политической оппозиции.

Еще одна терорганизация, продолжающая создавать опасность в регионе – это «Хуррас ад-Дин», являющаяся «филиалом» «Аль-Каиды» в Сирии. Она насчитывает, по различным оценкам, от 3,5 до 5 тыс. человек, половина из которых – это иностранные террористы-боевики (ИТБ).

Со своей стороны продолжаем оказывать необходимое содействие сирийским властям в противодействии террористам.

Вызывает озабоченность происходящее в других регионах мира. ИГИЛ расширяет влияние на африканском континенте. Укрепляется  автономия их региональных филиалов, особенно в Западной Африке и Сахеле, Восточной и Центральной Африке.

Г-н Председатель,

Хотели бы в очередной раз четко обозначить российскую позицию по вопросу возвращения иностранных террористов-боевиков.

Мы выступаем за обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления и объединение усилий всего мирового сообщества в этих целях. В соответствии с международными обязательствами причастные к террористической деятельности ИТБ должны быть репатриированы в государства своего происхождения, где их следует привлечь к ответственности сообразно тяжести содеянного; в ином случае эти лица должны быть преданы суду по месту совершения преступления согласно национальному праву соответствующего государства. Именно взаимодействие с законными властями стран, в которых находятся боевики, станет ключом к разрешению множества связанных с ИТБ и членами их семей проблем.

В последнее время наблюдается активное распространение террористической идеологии ИГИЛ среди детей в киберпространстве. Призываем государства-члены проводить соответствующую работу по профилактике и дерадикализации среди этой крайне уязвимой категории граждан.

Г-н Председатель,

Не можем обойти вниманием и правочеловеческие аспекты борьбы с терроризмом. Риторики в поддержку правочеловеческих и гендерных аспектов недостаточно – международное сообщество должно видеть результаты.

В который раз приходится поднимать вопрос о функционировании тюрьмы в Гуантанамо. Неоднократно слышали заявления американских высокопоставленных лиц о намерениях закрыть это учреждение, прославившееся содержанием в нем лиц без официального суда и следствия, применением к узникам пыток, негуманным и унижающим человеческое достоинство обращением.

Ожидаем также от западных государств последовательного выполнения своих международно-правовых обязательств, гарантированных, в частности, Конвенцией о статусе беженцев, Конвенцией против пыток и другими основополагающими международными договорами. Эти обязательства становятся особенно актуальными в контексте нарастания массового исхода людей из зон конфликтов.

Борьба с терроризмом – наша общая задача. Призываем к сотрудничеству.

Благодарю за внимание.