Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на открытом мероприятии СБ ООН по устранению коренных причин конфликтов в Африке в ходе восстановления после пандемии

Г-н Председатель,

Признательны Китаю за инициативу рассмотрения столь важного вопроса как коренные причины конфликтов и постконфликтное восстановление в Африке. Наша встреча смотрелась бы еще выгоднее, если бы проводилась в очном режиме. Благодарим Генсекретаря Антониу Гутерреша, Председателя Комиссии Афросоюза Мусу Факи Махамата, а так же Администратора ПРООН Ахима Штайнера за их брифинги.

Об актуальности нашей дискуссии свидетельствует то, что Совет Безопасности ООН львиную долю своих обсуждений – до 70% – посвящает именно кризисам в африканских странах, которые зачастую осложнены такими угрозами как терроризм, организованная преступность, наркотрафик, незаконный оборот оружия и нелегальная эксплуатация природных ресурсов.

При этом Совет Безопасности ООН имеет вполне четкий мандат, установленный Уставом ООН. Он предполагает поддержание международного мира и безопасности там, где другие инструменты уже не работают.

Часто слышим предложения Совету рассмотреть взаимосвязь поддержания безопасности, развития, защиты прав человека, политических, экономических, климатических и других факторов. Исходим из того, что подобные рассуждения о теоретической взаимозависимости процессов следует оставить академическому сообществу. Деятельность же органов системы ООН должна быть сфокусирована на практическом решении проблем в рамках имеющихся мандатов.

В то же время, оказывая содействие стабилизации и поиску путей преодоления кризисов в их «горячей» фазе, следует держать в уме коренные причины конфликтов, а они действительно многогранны – это этнические и религиозные противоречия, волюнтаристски проведенные границы, отставание в развитии, преодолеть которое невозможно без доступа к технологиям, неустойчивые государственные институты и многое другое. Во многом в Африке они являются следствием колониального прошлого стран. Но к сожалению, его последствия преодолены не везде. Более того, тем временем колониализм приобретает новые формы.

Помимо недобросовестной торговой политики, ограничения доступа к рынкам и технологиям он характеризуется активным вмешательством во внутренние дела государств. Если же давление на суверенные правительства не дает результатов, то «дамокловым мечом» висят незаконные односторонние принудительные меры.

Уверены в том, что эти факторы стали не только катализатором существенного отставания многих государств Африки, но и по сей день препятствуют скорейшему восстановлению экономик и обретению подлинной самостоятельности государств континента.

Г-н Председатель,

Отрадно, что несмотря на вышеизложенное, Африка, руководствуясь принципом «африканским проблемам – африканские решения», самостоятельно проходит важнейший путь.

Отмечаем усилия Афросоюза, его Совета мира и безопасности, агентства развития НЕПАД, а также субрегиональных организаций. Государствами континента поставлены амбициозные цели по прекращению всех вооруженных конфликтов и реализации социально-экономической «Повестки 2063».

За последние годы африканцами при поддержке ООН и международного сообщества проведена серьезная работа по выявлению и преодолению факторов нестабильности с помощью целого набора инструментов, включая раннее предупреждение и реагирование, превентивную дипломатию и посредничество, «добрые услуги» и меры по укреплению доверия.

Разумеется, весьма востребованной остается международная поддержка в снижении конфликтного потенциала через социально-экономическое восстановление. Исходим из того, что она должна оказываться исходя из национальных приоритетов.

Такая работа должна быть направлена не на «латание дыр», а на формирование устойчивой, самодостаточной модели и включать в себя привлечение технологий и экспертизы, развитие промышленности и аграрного сектора, реконструкцию ключевой инфраструктуры, создание рабочих мест, укрепление систем здравоохранения и социального обеспечения. Одним словом – сбалансированный прогресс на всех трех направлениях устойчивого развития: экономическом, социальном и природоохранном. Не можем согласиться с тенденцией вычленения из этой «триады» проблематики изменения климата – такой подход уводит от первопричин конфликтов, а также смещает приоритеты для содействия странам.

Г-н Председатель,

В последнее время проблемы на африканском континенте, равно как и по всему миру, существенно обострились в связи с пандемией коронавируса, которая наиболее ощутимо затронула именно развивающиеся страны и государства, находящиеся в конфликте. Именно поэтому особую актуальность для континента имеет закрепленное в резолюции СБ 2532 требование о прекращении боевых действий и введении гуманитарной паузы.

Охваченные кризисами страны не способны самостоятельно предоставить необходимую медицинскую помощь населению и обеспечить восстановление экономики в условиях ограничительных мер. Они нуждаются в адресной и эффективной поддержке со стороны международного сообщества.

В этом контексте, считаем важным продемонстрировать подлинную солидарность в борьбе с заболеванием и его негативными последствиями, включая Африку. Это должно подразумевать отказ от подходов на основе узкогрупповых интересов, так называемого «вакцинного национализма» и политизации борьбы с общим вызовом пандемии. Вместо этого необходимо вместе использовать все имеющиеся возможности и пути для обеспечения стран континента реальным доступом к препаратам против коронавируса и содействия развитию.

Г-н Председатель,

Россия активно помогает африканским государствам преодолевать последствия пандемии как по двусторонним, так и многосторонним каналам. Почти два десятка стран Африканского континента уже одобрили применение российской вакцины «Спутник V», продолжается поставка нуждающимся государствам средств защиты и других необходимых товаров. Значительные объемы российской гуманитарной помощи и помощи в целях развития проходят через систему ООН.

Как постоянный член СБ ООН Россия продолжит вносить весомый вклад в выработку международным сообществом стратегической линии по вопросам укрепления мира и безопасности в Африке, урегулирования текущих конфликтов и предотвращения возникновения новых. Нацеливаем деятельность СБ ООН на выработку ясных и реалистичных мандатов своих миссий и обеспечение строгого контроля за их реализацией. Продолжим подготовку на базе российских профильных учреждений африканских военных и полицейских, включая миротворцев.

Открыты к конструктивному и равноправному взаимодействию со странами Африки, а также ведущими региональными и субрегиональными организациями. Рассчитываем, что упрочению наших традиционно дружественных, проверенных временем отношений будет способствовать очередная встреча «Россия-Африка» в верхах.

Благодарю Вас.