Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на брифинге СБ ООН по теме: «Общие причины межобщинного насилия и предупреждения насильственного экстремизма в Западной Африке»

Г-жа Председатель,

Прежде всего, позвольте обратить внимание на то, что тема брифинга, утвержденная в рамках программы работы СБ на декабрь, отличается от того, что Вы предлагаете нам сегодня обсудить. Исходим из того, что подменяя вопросы терроризма политизированной концепцией предупреждения насильственного экстремизма (ПНЭ), Вы безусловно понимали, что это может быть встречено негативно.

В своем выступлении я, тем не менее, буду опираться на первоначальную концепцию встречи, предполагавшую обсуждение истоков террористической угрозы в Западной Африке, обмен мнениями с пострадавшими странами и поиск путей выхода из сложившегося кризиса при участии профильных международных структур. В этой связи хотелось бы поблагодарить г-на Мохаммеда Чамбаса и г-на Смаила Шерги за подробные доклады о накопленном опыте и оценках ситуации, выработанных по линии возглавляемых ими органов.

Г-жа Председатель,

Российская сторона выражает искренние соболезнования народу и правительству Нигера в связи с гибелью 10 декабря более 70 нигерских военнослужащих в результате нападения террористов на военный лагерь близ границы с Мали. Рассчитываем, что ответственные за это гнусное преступление будут найдены и понесут заслуженное наказание. Подтверждаем нашу полную поддержку Ниамею в деле борьбы с террористической угрозой.

Страшные события, произошедшие в Нигере, к сожалению, подтверждают дальнейшую деградацию обстановки с безопасностью в этой части континента. Практически еженедельно приходят трагические сводки о гибели от рук бандподполья десятков военнослужащих или мирных граждан в той или иной стране региона. Угроза дестабилизации нависла и над государствами Гвинейского залива.

Разделяем озабоченность других членов СБ по поводу укрепления позиций «Аль-Каиды», «Боко Харам» и ИГИЛ на африканском континенте. Особую обеспокоенность вызывает формирование группировки «Исламское государство в Западной Африке», которая последовательно декларирует задачу строительства всемирного халифата в странах региона и ведет активную террористическую деятельность на стыке границ Камеруна, Нигерии, Нигера и Чада.

Неконтролируемые миграционные потоки, позволяющие террористам играть на экономических противоречиях и осуществлять вербовку новобранцев, разрушенная, а в отдельных случаях даже не успевшая сформироваться система контроля за оборотом оружия, непрекращающаяся трансграничная контрабанда, в том числе наркотических веществ, позволили тергруппировкам обеспечить себе солидную ресурсную базу.

Г-жа Председатель,

Некоторые страны сегодня пытаются нам доказать, что первостепенной причиной всплеска насилия в регионе стали конфликты между фермерами и пастухами-кочевниками. Это как раз-таки не причина, а следствие происходящего. В целом же мы не согласны с тем, что реальные истоки терроризма в Африке связаны лишь с внутренними экономическими и политическими проблемами.

Важно придерживаться сбалансированного подхода, учитывающего весь комплекс порождающих терроризм проблем, в т.ч. внешнее вмешательство, как это отчетливо проявилось, например, в Сирии и Ливии. Государства Западной Африки вынуждены «пожинать плоды» развала ливийской государственности, ставшего последствием натовской интервенции. Полагаем, что без нормализации обстановки в этой стране (Ливии) – и об этом нам говорят сами африканцы – надежно стабилизировать регион практически невозможно.

Вместо того чтобы честно ответить на вопрос, почему в отдельных странах региона образовался «ваккум власти» и откуда у террористов появились такие арсеналы вооружений, наши западные партнеры пытаются задобрить государства Западной Африки всевозможными программами на базе разработанной ими в одностороннем порядке концепции предупреждения насильственного экстремизма.

В отсутствие общепризнанного и закрепленного в международном праве определения «насильственного экстремизма» призываем партнеров избегать неконсенсусной терминологии, включая такие новации, как «доморощенные насильственные экстремистские организации».

Работа напрямую с гражданским обществом в обход государства, лежащая в основе концепции ПНЭ, на наш взгляд, формирует предпосылки для вмешательства во внутренние дела, в том числе с целью провоцирования «цветных революций» или их аналогов. Позвольте подчеркнуть – сама по себе идея задействования гражданского общества вкупе с укреплением правоохранительной составляющей борьбы с терроризмом у нас вопросов не вызывает. Однако этот потенциал должен использоваться с учетом специфики и традиций государства, без размывания его ведущей роли в антитерроре, с опорой на международно-правовые нормы, а не на некие «правила миропорядка».

Если авторы концепции ПНЭ действительно хотят доказать ее эффективность, пусть для начала на своей территории попробуют делегировать правоохранительные функции негосударственным структурам. Сомневаемся, что это позволит им решить насущные проблемы распространения ксенофобских и неонацистских идей, активизации правоэкстремистских организаций, призывающих к насилию в отношении представителей других рас, этносов и вероисповеданий. Пока же избирательная активность на базе ПНЭ с фокусом на развивающиеся страны выглядит как инструмент политического манипулирования.

Убеждены, что эффективно противодействовать угрозе терроризма возможно только без использования «двойных стандартов» и на основе комплексного подхода, сочетающего как меры силового характера, так и разноплановую профилактическую деятельность.

Г-жа Председатель,

Убеждены в важности дальнейших скоординированных шагов как со стороны африканцев, так и международного сообщества, направленных на борьбу с терроризмом в Сахаро-Сахельском регионе. В этой связи поддерживаем усилия государств «Сахельской пятерки» и Бассейна оз.Чад по развертыванию сил по борьбе с терроризмом и оргпреступностью.

Необходимо эффективно противодействовать экспансии экстремистской идеологии, приступить к решению острых социально-экономических проблем, укреплять государственные институты, воспитывать культуру уважения к правам человека. В этой связи придаем большое значение выполнению Комплексной стратегии ООН для Сахеля, а также деятельности в регионе Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля. Кроме того, поддерживаем принятое на саммите в Ниамее решение государств-членов ЭКОВАС инвестировать до 1 млрд. долл. в улучшение положения дел в регионе.

Россия внимательно отслеживает развитие ситуации в Западной Африке и Сахеле. Ряду стран мы уже оказываем соответствующую военно-техническую помощь, осуществляем подготовку военных и полицейских кадров. Призываем все государства укреплять разноплановое сотрудничество в сфере противодействия терроризму со странами региона, не ограничиваясь одной лишь проблемой разрешения межобщинных противоречий и не подменяя такие усилия абстрактными рассуждениями об угрозе насильственного экстремизма.

Благодарю за внимание.