Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по защите гражданских лиц в условиях вооруженных конфликтов

Г-жа Председатель, 

Отмечаем своевременность сегодняшнего заседания. Благодарим Мартина Гриффитса, Максимо Тореро и Дэвида Бизли за озвученные мнения и оценки. 

Положение гражданских лиц из-за ухудшения продбезопасности на фоне многочисленных вооруженных конфликтов в мире продолжает вызывать серьезнейшую озабоченность. Причины любого кризиса с продовольствием в каждой стране требуют отдельного анализа без поспешных обобщений. Тем не менее, по экспертным оценкам, сейчас конфликты – это основная причина острого недоедания в двух десятках государств. Генсекретарь ООН недавно предупредил о риске массового голода в пяти странах, и четыре из них годами находятся на повестке дня СБ.

К сожалению, сегодня тема продбезопасности беззастенчиво используется для манипуляций в геополитических целях. Западные страны продолжают обвинять Россию во всех бедах, включая продовольственный кризис, даже признавая, что он предшествовал специальной военной операции (СВО) на Украине. В пропагандистской атаке на Россию любые доводы, не отвечающие поставленной Западом цели, объявляются дезинформацией и пропагандой, а утверждения наших оппонентов характеризуются как факты. Что же, давайте рассмотрим настоящие факты. 

Еще в мае с.г. на заседании СБ и в СМИ представители ООН говорили о важности экспорта зерна через Черное море с Украины, которую позиционировали как мировую житницу. Отмечали, что на черноморский регион приходится до 30% мирового экспорта пшеницы, умалчивая, что порядка 25% – приходится на долю России. Утверждали, что главная проблема – высокие цены на продовольствие, и если не решить вопрос с портами в Одесской области, то миллионы людей погибнут, при этом речь – о «беднейших из бедных по всему миру, находящихся на гране голодания». 

Российская сторона понимала серьезность ситуации и не блокировала экспорт украинского зерна через открытый нами гумкоридор. Об истинных причинах проблем с вывозом этого зерна говорит недавний инцидент с подрывом румынского военного корабля на дрейфующей украинской мине близ Констанцы. Однако Россия гарантировала, что не будет использовать эту ситуацию в целях СВО. При посредничестве Турции и ООН были достигнуты Стамбульские соглашения, которые носят пакетный характер. Замечу – по изначальной задумке их инициаторов, а не России. 

Что же имеем сегодня? Еще до заключения «зерновой сделки» цены на пшеницу опустились до показателей декабря 2021 г. Затем за 2 месяца через Черноморскую инициативу экспортировано около 3 млн тонн зерновых. Индекс продовольственных цен ФАО падает пятый месяц подряд. Да, он по-прежнему высок. Но международные котировки на продтовары непрерывно росли с 2020 г. – задолго до обострения ситуации на Украине. Значит, заявлявшаяся ранее цель по снижению цен достигнута? Судя по заявлениям ООН, нет. Потому что международные котировки снизились, но это не вылилось в снижение национальных цен в «странах Юга». В чем же дело? 

География отгрузок в рамках Черноморской инициативы показывает, что почти половина всех поставок идет в страны с высоким уровнем дохода, а в беднейшие государства в состоянии продовольственного кризиса отправлено всего 6 судов из 136, т.е. 4%, с грузом чуть более 250 тыс. тонн. Для сравнения, в страны ЕС ушло 58 судов, т.е. 42%, с грузом более 1 млн 200 тыс. тонн. Свыше половины всех отгрузок приходится на кукурузу. По оценкам ФАО, значительная часть украинской кукурузы в этом сезоне – непродовольственного класса. Большая же часть продовольственной пшеницы – миллионы тонн – вывезена с Украины еще в 2021 г. По этому поводу в украинских СМИ тогда даже развернулись дебаты в связи с рисками для продбезопасности этой страны. Данные показатели соотносятся с традиционными отгрузками украинской кукурузы в Европу, но не стыкуются с заявлениями о помощи голодающим в Африке южнее Сахары, где потребляются другие сельхозкультуры. Кстати, в начале сентября ознакомились со статьей в газете «Гардиан» о британских проектах по содействию африканцам в выращивании съедобных насекомых. Сегодня на одном из мероприятий услышали, что такие проекты поддерживает и Всемирный банк со ссылкой на дороговизну удобрений. Вряд ли подобный циничный подход решит проблему.

В ответ мы слышим, что часть поступающего в Европу зерна реэкспортируется в нуждающиеся страны. Насколько знаем, такой работой, как и ранее, занимаются турецкие коллеги, предварительно перерабатывающие зерно. Но о реэкспорте зерна странами Евросоюза мы до сих пор не слышали, кроме как от дипломатов ЕС в Нью-Йорке. Интересно, как проводится реэкспорт из Европы нуждающимся? На коммерческой основе по рыночным ценам? На этом фоне позавчера из заявления ооновских коллег мы неожиданно узнали, что изначальной целью Черноморской инициативы было восстановить коммерческие поставки из региона традиционным покупателям. Но как это согласуется с предыдущими заявлениями о помощи «беднейшим из бедных»? Им по линии ВПП ушло пока только два судна, готовится третье. Ооновцы ссылаются на зависимость поставок от донорских взносов. Хотели бы уточнить у Исполдиректора ВПП, почему для этого не тратятся средства, уже имеющиеся в бюджетах ее крупнейших страновых программ? Например в Сомали, где, как мы понимаем со слов Мартина Гриффитса, шансов не допустить трагедию голода крайне мало. 

По данным ЮНКТАД, есть и другое объяснение неподъемных цен на продовольствие в развивающихся странах – это высокая инфляция. Откуда взялась эта высокая инфляция? Нам опять указывают на последствия украинских событий. При этом демонстративно игнорируется эффект от непродуманной монетарной политики западных стран по борьбе с коронакризисом, когда на фоне сбоев в цепочках поставок в западные экономики вливались триллионы необеспеченных долларов, йен и евро. Закономерная инфляция распространилась на другие страны. А теперь повышение ставок западными центробанками представляет новую угрозу для закредитованных развивающих стран. 

Возвращаясь к цели возобновить коммерческие поставки и пакетным Стамбульским договоренностям. У последних, как известно, есть вторая часть – меморандум о содействии доступу продовольствия и удобрений из России на мировые рынки. С ним можно ознакомиться на сайтах МИД России и ЮНКТАД. С реализацией этого документа пока имеются большие сложности, т.к. нашим поставкам препятствуют незаконные односторонние санкции. Повторяемый ЕС и США тезис, что их санкции не мешают экспорту продовольствия и удобрений не соответствует реальности. Эти рестрикции осложняют банковские транзакции, в т.ч. системообразующим для российского агросектора банкам, которым просто закрывают счета. Взлетели тарифы на страхование перевозок. Как мы поняли из недавнего брифинга ООН, в отношении зерна с Украины их удалось значительно снизить, чего нельзя сказать о российских поставках. Возникают проблемы во взаимодействии с перевозчиками. Нашим судам закрывают доступ в европейские порты – важные перевалочные пункты для нормального функционирования цепочек поставок. При этом разъяснения, которые даются властями стран-санкционеров для бизнеса подчас усугубляют ситуацию. Например, памятка с разъяснениями Еврокомиссии от 10 августа с.г., по сути, запрещает европейским перевозчикам транспортировать российские удобрения в третьи страны – т.е. в Африку, Азию, Латинскую Америку, но разрешает поставки в государства ЕС. Отличная помощь бедным странам. Эти эгоизм, цинизм и лицемерие чиновников Евросоюза особенно показательны. 

Ситуация с российскими удобрениями вызывает тревогу. Мировые цены на эту продукцию еще в 2021 г. достигали рекордного уровня, в т.ч. как результат дестабилизации рынков из-за непродуманного курса на форсированный энергопереход и неконкурентной борьбы с российскими энергоносителями. В этом году – с новыми санкциями и разрывом цепочек поставок – положение стало еще хуже. Против руководства частных фирм-производителей удобрений из России ввели персональные рестрикции. Их продукция в ряде европейских портов блокирована властями. Речь идет почти о 300 тыс. тонн на десятки миллионов долларов. Наши производители готовы на безвозмездной основе передать в развивающиеся страны эту продукцию, которую тем не менее им просто не дают вывезти. 

Важно осознать серьезность этой проблемы. По оценкам главы ЮНКТАД, если к октябрю-ноябрю фермеры не получат удобрения, их применение значительно снизится. Например, в Африке – примерно на 20%. Это неминуемо приведет к падению объемов следующего урожая и грозит уже физической нехваткой продовольствия. Наш бизнес предупреждает, что если не прекратить перебои с российским экспортом удобрений, который достигает 40 млн тонн в год и позволяет выращивать 100 млн тонн урожая, столкнуться с голодом рискуют еще 500 млн человек в мире. Хочется спросить у наших западных коллег: вы этого добиваетесь? Санкции на белорусские удобрения усугубляют ситуацию. Хотелось бы услышать соответствующие призывы к лидерам западных стран от руководства агентств ООН, таких как ВПП, на международных встречах и в СМИ. Рассчитываем на подключение ООН к этим усилиям.

Западные санкции подрывают глобальную продбезопасность и иным способом. Из-за перебоев с банковскими транзакциями Россия несколько месяцев не может безопасно перевести свои добровольные взносы в ВПП. Речь идет о десятках миллионов долларов, которые пошли бы, среди прочего, на помощь странам, сталкивающимся с риском массового голода. Аналогичная ситуация с ЮНИДО, в которой так же подрываются проекты по поддержке пищевой промышленности в нуждающихся государствах, в т.ч. в Сирии. 

Со своей стороны Россия изыскивает возможности для поддержки глобальной продбезопасности. Только за май-август с.г. нам удалось экспортировать 6,6 млн тонн зерновых, из которых 6,3 млн тонн направлены в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Всего до конца года рассчитываем отгрузить 30 млн тонн зерновых и готовы наращивать этот объём до 50 млн тонн. Несмотря на препятствия, смогли поставить за границу 7 млн тонн удобрений, в т.ч. 3 млн тонн – в страны «Юга». Для доступа на рынки жизненно необходимой продукции требуется выполнение российской части «зерновой сделки» с реальной отдачей от нее, иначе селективный подход к Стамбульским договоренностям может оказаться для них губительным. 

В завершение напомним, что в контексте резолюции СБ 2417 профильным агентствам ООН и Совету стоило бы уделять внимание и другим актуальным страновым сюжетам. Так, хотели бы услышать от ооновских экспертов четкую оценку положения в Сирии, которая ранее не только обеспечивала себя зерном, но и отправляла на экспорт миллионы тонн. Теперь же эта страна теряет продсырье из основных зерновых районов на северо-востоке, которые де-факто оккупированы США, и страдает от последствий западных санкций для своей продбезопасности, что отмечено в недавнем отчете ФАО и ВПП «Очаги голода». Важно учитывать и гуманитарные последствия заморозки зарубежных активов Афганистана, чье население в результате находится под угрозой массового голода до крайности, включая продажу собственных органов и детей. 

Рассчитываем, что все члены Совета и наблюдатели откажутся от использования борьбы с голодом в своих геополитических играх и сосредоточатся на реальных действиях для его предотвращения.

Благодарю за внимание.