Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Российской Федерации Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Поощрение и укрепление верховенства права в поддержании международного мира и безопасности»

Г-н Министр,

Добро пожаловать в Нью-Йорк. Мы рады видеть Вас в кресле председателя Совета Безопасности ООН.

Благодарим Заместителя Генерального секретаря по правовым вопросам г-на Мигеля де Серпа Соареша, президента Международного Комитета Красного Креста г-на Петера Маурера, а также г-жу Беллаль за их выступления.

История знает разные подходы к проблемам права вооруженных конфликтов. Не секрет, что одно время война считалась ситуацией, противоположной праву и не подчиняющейся какому-либо регулированию. Это выражалось в известной римской максиме - «когда говорят пушки, законы молчат».

К сожалению, человечеству понадобилось несколько столетий и два самых страшных в его истории вооруженных конфликта, имевших место в ХХ веке, чтобы убедиться в необходимости гуманизации войны и формирования свод правил, относящихся к ее ведению, таким образом, чтобы, среди прочего, максимально обезопасить тех, кто напрямую в вооруженном конфликте не участвует.

Сегодня мы собрались для того, чтобы отметить 70-летний юбилей Женевских конвенций – документов, являющихся основой современного права вооруженных конфликтов. Наша страна внесла существенный вклад в разработку этих конвенций, которые значительно расширили правовое регулирование поведения государств в период вооруженных конфликтов, и, прежде всего, в части защиты гражданского населения.

Пользуясь случаем, хотел бы напомнить о еще одном юбилейном мероприятии по тематике международного гуманитарного права. В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге прошла организованная Межпарламентской ассамблеей СНГ и МККК Конференция, посвященная 150-летию принятой по инициативе России Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль в ходе военных действий 1868 года. Этот документ заложил не только идею запрета негуманных видов оружия, но и выведения гражданского населения и объектов из законных целей войны.

Г-н Председатель,

Говоря о значении и релевантности Женевских конвенций, нельзя не вспомнить и историю их создания. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что Женевские конвенции стали уроком, вынесенным человечеством из горького опыта Второй мировой войны. Эта война, беспрецедентная по своим масштабам и жестокости, обернулась огромной трагедией для народов Европы, Азии и всего мира. Угроза основополагающим принципам цивилизации была предотвращена ценой колоссальных совместных усилий и тяжких потерь.

Как известно, Германия, по сути, отказалась от соблюдения существовавших тогда норм международного права. Бомбардировкам подвергались и мирные города, и гражданское население. Гитлеровская авиация и наземные силы руководствовались тактикой «выжженной земли»: получили широкое распространение массовые депортации гражданского населения, коллективные наказания гражданских лиц якобы за содействие партизанам. При этом такие коллективные наказания, как показывают современные исследования, служили, среди прочего, цели общего сокращения населения, проживающего на оккупированной территории, для высвобождения ресурсов, полезных оккупирующей державе. Широко использовался голод как средство ведения войны. Особым цинизмом отличалось обращение с военнопленными.

Все это происходило несмотря на то, что между сторонами конфликта имелись применимые на тот момент международные обязательства.

Массовое и грубое нарушение Германией своих международных обязательств стало предметом приговора Нюрнбергского трибунала. При этом защита военных преступников в ходе процесса активно тиражировала тезис об устарелости Гаагских правил ведения войны, основанных на опыте войн XIX века. Более того, подсудимые активно ссылались на отсутствие конкретных запретов в отношении обращения с мирным населением. Хотя приведенные оправдания не позволили им уйти от ответственности, настойчивым образом встал вопрос усиления международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов. Именно в таких условиях и была созвана дипломатическая конференция, итогом которой стали Женевские конвенции 1949 года.

Вместе с тем, уже после принятия Женевских конвенций стало понятно, что развитие средств и методов ведения войны, появление новых видов конфликтов, таких как национально-освободительные войны, повышение внимания международного сообщества к обеспечению прав человека при любых ситуациях диктуют необходимость дальнейшей кодификации, подтверждения и развития гуманитарного права. Это привело к принятию в 1977 году Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям.

Г-н Председатель,

Позвольте мне процитировать заключительную резолюцию Конференции 1949 года и напомнить государствам, принимавшим участие в разработке Женевских конвенций, следующее:

«Конференция желает заявить всем народам мира, что в своей работе она вдохновлялась лишь гуманными целями, и поэтому высказывает пожелание, чтобы никогда не возникало повода для применения конвенций о защите жертв войны. Она больше всего желает, чтобы великие и малые державы всегда находили способ для урегулирования своих разногласий путем сотрудничества и международного взаимопонимания, с тем чтобы на земле навсегда воцарился мир».

Эти слова остаются актуальными и сегодня. Однако вооруженные конфликты в разных частях мира продолжают оставаться реальностью, а Совет Безопасности вновь и вновь вынужден уделять внимание институтам международного гуманитарного права.

Характер войн изменился: превалируют внутренние вооруженные конфликты, основной причиной которых, как правило, является подрыв государственности, в том числе через свержение законных правительств в результате вмешательства извне.

Нередкие сейчас избирательные подходы и двойные стандарты сказываются на авторитете МГП. Это, в свою очередь, дает поводы для разговоров о необходимости «поддержать» эту отрасль международного права. Как правило, за счет какой-нибудь декларации или дополнительного механизма мониторинга. Кроме того, в этих условиях у многих - в зависимости от политических предпочтений - возникает соблазн «раскрутить» нарушения одних сторон и утаить преступления других.

Убеждены, что нормы МГП не должны являться инструментом политических манипуляций. К сожалению, пример этой ситуации мы даже услышали сегодня из выступления наших британских коллег. Поскольку наша страна была затронута напрямую, могу сказать, что, видимо, у вас какая-то странная устаревшая информация или вас плохо подготовили, но на территории Российской Федерации, включая Крым, нет вооруженного конфликта. Следовательно, говорить о международном гуманитарном праве применительно к нашей стране неуместно.

В отношении того, что вы говорите по Сирии, могу сказать, что это тоже не тема для сегодняшнего заседания. Хотел бы напомнить о тех многочисленных вопросах, которые мы задаем вам и вашим американским коллегам по поводу того, что происходит с соблюдением международного гуманитарного права в Заевфратье. Мы раз от раза повторяем эти вопросы, но не слышим на них ответы. Наверное, пора заняться этим.

Г-н Председатель,

Призываем все государства строго выполнять возложенные на них обязательства по международному праву, прежде всего действующие нормы международного гуманитарного права, которое формирует твердую правовую основу для защиты, в первую очередь, гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

Как мы уже неоднократно говорили в этом зале, мы убеждены, что проблемы имплементации кроются не в слабости МГП, а в неготовности или нежелании осуществлять его принципы и нормы на практике. Кроме того, наряду с имеющими первостепенное значение мерами по укреплению и поддержанию мира и безопасности, полностью сохраняют свою актуальность средства, которые позволяют снизить остроту вооруженных конфликтов, ограничить насилие, создать условия для примирения и политического урегулирования. Наша страна, в свою очередь, продолжает неизменно выступать за гуманизацию вооруженных конфликтов, но прежде всего - за их предотвращение.

Благодарю Вас.