Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе заседания СБ ООН по Колумбии

Уважаемый г-н Председатель,

Благодарим Вас за инициативу проведения перед нашим заседанием минуты молчания в память о жертвах землетрясения в Гаити и недавней террористической атаки в Нигере.

Скорбим вместе с нашими коллегами. Выражаем соболезнования нашим нигерским друзьям.

Приветствуем личное участие в заседании министра иностранных дел Колумбии Клаудии Блум. Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас с назначением на этот ответственный пост и выразить надежду, что тема Колумбии будет обсуждаться в Совете Безопасности исключительно в позитивном ключе.

Благодарим спецпредставителя Генсекретаря ООН Карлоса Руиза Массьё за представление доклада. Судя по этому документу, Совет Безопасности и Генеральный секретарь солидарны в том, что успех мирного процесса полностью зависит от способности колумбийцев добросовестно выполнять свои обязательства по историческому Итоговому соглашению о мире.

Колумбия вступила в крайне ответственный этап, который определит насколько устойчивым будет мир, давшийся колумбийцам столь высокой ценой. Как верно отмечает Генсекретарь в своём докладе, Итоговое соглашение о мире предполагает длительный период постконфликтного восстановления, однако прочный фундамент мира необходимо закладывать уже сейчас.

Именно поэтому Совет Безопасности ООН, на который возложен контроль за колумбийским урегулированием, внимательно следит за развитием событий и рассчитывает, что успех, достигнутый подписанием Итогового соглашения, удастся не только удержать, но и развить.

Г-н Председатель,

Роль Контрольной миссии очень важна. Однако главная ответственность за мирный процесс, несомненно, лежит на самих колумбийцах. И, как видно из доклада, несмотря на некоторый прогресс, бóльшая часть работы по консолидации мира еще впереди.

За время с момента подписания Итогового соглашения стало очевидно, что помимо появления новых вызовов в колумбийском мирном процессе остаются и базовые задачи, требующие срочного решения. Так, хотя состоявшиеся в октябре выборы и стали «более мирными, чем предыдущие», Генсекретарь отмечает рост недоверия в различных слоях общества. Такая ситуация имеет несколько причин.

Одной из главных является нерешенность вопросов безопасности. На 2019 год пришлось наибольшее число жертв с момента подписания Итогового соглашения. Исходим из того, что каждое убийство должно быть расследовано,
а виновные понести заслуженное наказание.

Доклад обращает внимание и на «пробелы» в области политической реинтеграции. В частности, по-прежнему остаётся «временно заблокированным» одно из мест в парламенте, которое по Итоговому соглашению закреплено за партией «Альтернативная революционная общая сила», а не за конкретным представителем.

Есть общественный спрос и на повышение эффективности социально-экономической реинтеграции. В докладе отражено, что широкое общественное недовольство вызывает недостаточный прогресс в реализации аграрных реформ, в том числе по программам реинтеграции и замещающему земледелию.

Что касается правовой реинтеграции, то здесь обращает на себя внимание, что за отчетный период в госпрограммах не был аккредитован ни один новый участник, хотя соответствующие заявки поступали.

Совет Безопасности регулярно настаивает на необходимости сохранения независимости Специального суда переходного периода. И в этом плане нас не может не беспокоить содержащаяся в докладе информация о том, что адвокаты, представляющие в суде бывших комбатантов, получают в свой адрес угрозы. От кого бы эти угрозы ни исходили, расцениваем это как попытку оказать давление на правосудие. Такая практика должна быть немедленно прекращена, а известные случаи расследованы с привлечением виновных к ответственности.

Отдельно хотелось бы остановиться на информации доклада о том, что общины и организации гражданского общества, затронутые деятельностью «Армии национального освобождения», настаивают на необходимости диалога с этой группировкой.

Мы согласны с мнением о том, что по-настоящему устойчивый мир в Колумбии сложно представить без учёта всего спектра мнений, и рассчитываем, что Богота найдёт возможность разрешить противоречия с Кубой по вопросу о находящихся там переговорщиках АНО. Разделяем позицию Гаваны о недопустимости их выдачи, поскольку в Колумбии не будет обеспечена их неприкосновенность, как этого требуют подписанные сторонами «гарантийные протоколы», регламентирующие действия участников в случае срыва диалога.

Мы, как и все, кто ознакомился с докладом, встревожены волной протестных настроений. Убеждены, что успокоить общество и не допустить дальнейшего возвращения к оружию может только эффективная реализация Итогового соглашения – именно этот документ и его центральный элемент, Специальный суд переходного периода, сделали возможной поддержку мирного процесса со стороны Генсекретаря и Совета Безопасности.

Неизменно исходим из того, что стабилизации ситуации, возможно добиться исключительно мирными средствами через максимально широкий общественный диалог.

Именно такой подход зафиксирован в основополагающей резолюции СБ по вопросам миростроительства 2282, где указано, что национальная ответственность за сохранение мира предполагает учёт правительством мнения всех сегментов общества.

В этом плане мы надеемся, что озвученные президентом и обществом инициативы по учреждению широкого национального диалога принесут свои плоды. Главное – не допустить дублирования усилий.

Мы приветствуем декларируемую руководством Колумбии приверженность мирному процессу, но призываем не останавливаться на достигнутом. Международное сообщество, ООН и ее Совет Безопасности, а главное, сами колумбийцы ждут строгого выполнения обязательств по Итоговому соглашению. Без этого, последствий полувекового внутреннего вооруженного конфликта не преодолеть.

Рассчитываем, что Контрольная миссия ООН в Колумбии (КМООНК) продолжит играть значимую роль в мирном процессе.

Благодарю Вас.