Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на дебатах СБ ООН на тему «Вопросы разнообразия, госстроительства и поиска мира»

Г-н Президент, приветствуем Ваше личное участие в сегодняшнем мероприятии.

Благодарим Президента Руанды Поля Кагаме и бывшего Президента Южно-Африканской Республики Табо Мбеки, а также г-жу Фаузию Куфи.

Нам было особенно важно услышать Ваше мнение - лидеров стран, которые прошли через сложный период конфликтов. Ваш опыт и знания неоценимы для тех, кто все еще находятся посреди кризиса, переживает его отголоски и последствия.

Признательны также Генсекретарю ООН Антониу Гутеррешу за высказанные оценки.

Разделяем постановку кенийским председательством вопроса о связи разнообразия, госстроительства и поиска мира. Действительно, многие конфликты связаны с религиозными, этническими и расовыми различиями, спровоцированы социальным неравенством.

На африканском континенте, к сожалению, по-прежнему много таких конфликтных точек. Для этого есть и объективные исторические причины. В результате колониального прошлого, которое было для Африки особенно тяжелым, был нарушен естественный исторический процесс формирования государств, границы были произвольно расчерчены, многие народы оказались разделенными или, наоборот, произвольно собранными в гособразования.

Такая политика, а также многолетнее насаждение чуждых для местного населения языков и нравов не могло не способствовать возникновению межконфессиональных и межэтнических конфликтов. Некоторые колониальные империи умышленно оставляли после себя искусственные разделительные линии, надеясь сохранить свое влияние в духе политики «разделяй и властвуй». И это все также сопровождалось и сопровождается экономической эксплуатацией регионов.

Все это не способствовало формированию во многих странах действительно сплоченных обществ, объединенных своей собственной общей историей и культурой, а также сильных государств, являющихся залогом предотвращения конфликтов и урегулирования разногласий.

К сожалению, сегодня теперь уже суверенным государствам навязываются определенные модели социально-политического устройства. В случае же проявления ими самостоятельности, нарушения неких «правил» в ход идут односторонние санкции, торговые войны и даже насильственная «смена режимов».

Не раз становились очевидцами ситуаций, когда в качестве одного из критериев продвижения государства к внутриполитической стабильности обозначалось проведение выборов, как будто выборы сами по себе являются панацеей. При этом многие фундаментальные вопросы разногласий в обществе годами остаются без внимания.

В то же время видим обратную ситуацию, когда в некоторых государствах происходила незаконная смена власти, но это не вызывало никакой реакции и даже поддерживалось.

Неэффективность показала и концепция переходного правосудия. Специальные суды нередко лишь усугубляют существующие противоречия, когда используются для закрепления победы одной стороны в конфликте над другой и сведения политических счетов, а также для вмешательства иностранных держав во внутренние дела ослабевших от конфликтов государств.

Убеждены, что налаживание постконфликтной жизни должно опираться на местные традиции и специфику: где-то для достижения целей устойчивого примирения достаточно работы комиссии по установлению истины, а где-то – «традиционных механизмов», как например, суды «гачача» в Руанде. Убеждены, что вопросы правосудия переходного периода в работе Совета Безопасности – это не поиск «универсальной формулы», а конкретная работа со страновыми ситуациями.

Г-н Председатель,

Мы высоко ценим вклад миротворческих и политических миссий, которые содействуют установлению мира и стабильности в конфликтных государствах, обладают широкими мандатами и миллиардами ресурсов. Они вносят большой вклад в прекращение насилия и защиту простых людей, продвижение политических процессов, посредничество, добрые услуги.

Однако это не может подменить национальных политических решений и построение государства на основе собственных интересов и приоритетов.

Необходима продуманная стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Каждый человек, к какой бы этнической группе или конфессии он ни принадлежал, должен быть прежде всего гражданином своей страны и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности.

Убеждены, что уважение к истории, создание национальных программ образования, работа с молодежью, формирование государственной политики по созданию ответственных органов власти, сектора безопасности – все это ключ к построению стабильного государства и общества, осознающего свою долю ответственности за мир и стабильность.

В результате этого неизбежно будет происходить формирование национальной идентичности, учитывающей все разнообразие социальных групп, культурно-цивилизационных ценностей и исторических особенностей общества. Этот сложный и долговременный процесс должен происходить органично, без навязывания готовых рецептов извне.

В этих словах нет менторства, ведь Россия сама является многонациональным и многоконфессиональным государством, прошедшим сложные периоды в своей истории. Мы уважаем право каждой нации на выбор своего пути развития. Готовы делиться нашим уникальным и обширным опытом мирного сосуществования различных цивилизаций, религий и культур.

Поддерживаем стремление государств обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан собственными силами при содействии своих соседей и региональных интеграционных объединений. В частности, отмечаем усилия Афросоюза и стран континента, направленные на построение инклюзивного и разнообразного африканского общества, остающегося единым в своей принадлежности к общей истории и культуре человечества.

Благодарю за внимание.