Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на видеоконференции СБ в связи с шестой годовщиной принятия минского Комплекса мер и резолюции Совета 2202

Г-жа Председатель,

Мы благодарим г-жу Дикарло, г-жу Грау и г-на Чевика за их брифинги. Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Леонида Макаровича Кравчука – первого президента независимой Украины и представителя этой страны в трехсторонней Контактной группе. Приветствуем также участие Германии – члена «нормандского формата». Я правда не вижу Кристофа Хойсгена на экране, но я уверен, что он здесь с нами. Welcome back, Christoph.

Завтра исполняется шесть лет с момента принятия Комплекса мер по выполнению минских соглашений по урегулированию на Украине. Как известно этот документ был подписан не в первый день внутреннего конфликта, разгоревшегося после печально известного Майдана – Киев, Донецк и Луганск шли к непростым взаимным уступкам целых десять месяцев.

В течение всех этих шести лет по-прежнему нет ответа на два важнейших вопроса: «Как именно Украина намерена мирным путем разрешить конфликт?» и «Каким Киев видит будущий особый статус Донбасса в составе Украины?» А от ответа на эти вопросы целиком зависят какие бы то ни было перспективы урегулирования, ведь после начала в 2014 г. силовой акции Киева и продолжающихся по сей день обстрелов жилых районов украинской армией донбассцы уже давно не чувствуют связи с Украиной.

Мы регулярно привлекаем внимание к этой ситуации, поскольку Совет Безопасности в 2015 г. незамедлительно утвердил с таким трудом достигнутый в Минске компромисс своей резолюцией 2202, сделав документ частью международного права. Предполагалось, что учрежденная трехсторонняя Контактная группа станет уникальной площадкой для прямого диалога трех украинских сторон в присутствии ОБСЕ и России. Другого международно-признанного формата урегулирования у спровоцированного майданным переворотом внутриукраинского конфликта, как справедливо сегодня говорила г-жа Дикарло, нет.

При этом наше законное и понятное стремление привлечь внимание к необходимости выполнения Украиной минского Комплекса мер, Киев и наши западные партнёры преподносят как «российскую пропаганду» и «распространение ложной информации». К сожалению, уверен, что подобные обвинения мы услышим и сегодня. Так же как и мантру о том, что минские договорённости якобы не выполняет Россия.

Я хочу воспользоваться присутствием здесь г-жи Грау и попросить её прямо ответить на вопрос: упоминается ли Россия в тексте Минского комплекса мер, кроме подписи нашего представителя, засвидетельствовавшего документ наряду с представителем ОБСЕ? Расскажите нам, какие обязательства в них адресованы конкретно к России? Это будет полезно в т.ч. и для новых членов СБ, которые пока ещё не имели возможности погрузиться в украинскую проблематику.

Хотел бы также воспользоваться случаем и попросить наших уважаемых докладчиков прямо, не уклоняясь, ответить на конкретные вопросы о якобы имеющем место выполнении Украиной минского Комплекса мер, о котором нам будут рассказывать западные и украинские коллеги:

  • Обеспечены ли помилование и амнистия путём введения в силу Украиной закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями на Донбассе (п. 5 Минских договорённостей)? Как в этом контексте выглядит то, что даже в отношении тех, на кого распространяется обмен военнопленными, Киевом не прекращены уголовные дела и имеются примеры их повторного задержания?
  • Восстановила ли Украина управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом? (п. 8 Комплекса мер)
  • Идет ли диалог украинских сторон о модальностях проведения выборов и будущем режиме самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, как предусмотрено в п.4 Комплекса мер?
  • И, наконец, самое главное: проведена ли конституционная реформа на Украине, вступила ли в силу новая Конституция, предполагающая в качестве ключевого элемента децентрализацию?
  • В п. 11 Комплекса мер предусмотрено, что это должно было произойти еще в конце 2015 г. Принято ли постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, отвечающее критериям, сформулированным в примечании к п. 11? Напоминаю, что именно эти два шага должны предшествовать восстановлению полного контроля над госграницей со стороны Украины.
  • Заодно, пожалуйста, расскажите нам, внедрена ли в украинское законодательство т.н. «формула Штайнмаера», выдвинутая в «нормандском формате» ещё в октябре 2015 года с тем, чтобы облегчить Украине выполнение п.11 КМ?
  • Хотелось бы получить комментарии наших докладчиков и в отношении опубликованного на днях Министерством реинтеграции Донбасса законопроекта по возвращению этого региона под контроль Киева. Авторы документа мыслят стратегически – на 25 лет вперед рассчитали, как продолжать нарушать минские соглашения. В документе нет ни слова о прямом диалоге с Донецком и Луганском, равно как и о согласовании с ними особого статуса для Донбасса. Вместо этого фантазии об учреждении некой «международной администрации» и проведении выборов лишь спустя два года после этого.  Как вы думаете согласятся донбассцы на такую форму международной оккупации их родного края? Главное, как по-вашему все это соотносится с положениями резолюции СБ ООН 2202?

Параллельно мы вынуждены констатировать, что упорное нежелание Киева выполнять обязательства по Комплексу мер не скрывается уже даже на уровне украинского руководства.

Вот, например, президент В.А.Зеленский в мае и декабре прошлого года утверждал: «Минские соглашения необходимы не для урегулирования конфликта, а только для сохранения санкций против России».

Первый вице-премьер Украины и глава украинской делегации в Контактной группе А.Резников в своей январской статье заявил, что Киев будет добиваться переформатирования Минских договоренностей. Этот документ, по его мнению, представляет собой скорее «политико-дипломатическую договоренность, нежели международный договор». Более того, его срок по убеждению А.Резникова якобы истек еще 31 декабря 2015 г.

Одновременно г-н Резников задается вопросом «можно ли убедить Россию согласиться на изменение минских договоренностей или полностью формата урегулирования». Приходится констатировать, что очевидно он забыл, что минские договорённости в качестве единственной основы внутриукраинского урегулирования поддерживает не только Россия: 6 июня 2018 года Совет Безопасности ООН в Заявлении Председателя S/PRST/2018/12 напомнил о необходимости строгого выполнения резолюции 2202 и Комплекса мер.

Однако он, уже не моргнув глазом, утверждает, что «Украина выполнила практически все договоренности, достигнутые в ходе Парижского саммита в Нормандском формате». То, что в действительности Киев, напротив, до конца не выполнил ни единого своего обязательства по Комплексу мер его, по-видимому, не смущает.

Вместо выполнения Минских договорённостей мы слышим из Киева прежние сказки о продолжающейся российской агрессии, на которую Украина списывает всё. И это при том, что доказательств этой самой «агрессии» никто так и не представил, что неудивительно. Более того, Ваш предшественник, г-жа Грау, г-н Апакан два года назад на аналогичном заседании недвусмысленно указал, что СММ не фиксировала и не фиксирует нахождение российских военных подразделений на Донбассе. Надеюсь услышать от Вас подтверждения этого факта и сегодня.

О том, как Киев делает вид, что выполняет договоренности, мы хорошо знаем от представителей Донбасса, которые лично поделились этой информацией с Советом в ходе организованной нами 2 декабря прошлого года неформальной встречи по «формуле Арриа». К слову, украинская делегация и ее западные покровители, включая членов «нормандского формата» Германию и Францию, от участия уклонились. Нам бы и сегодня было неплохо послушать напрямую представителей Донбасса, ведь они – участники процесса урегулирования.

Интересно, что участники «нормандского формата», а именно Германия, Франция и другие страны не отвергают прямого диалога с движением «Ансар Алла» (хуситами) в Йемене, с представителями сирийской или венесуэльской оппозиции, в конце концов с непризнанными государственными образованиями в Восточном Средиземноморье. Однако, инициативы, направленные на установление прямого общения Киева с реальными жителями Донбасса, как это предусматривают минские договорённости, вызывает у них нервную реакцию. Не вы ли, господа, подчеркиваете важность политико-дипломатического разрешения конфликтов через инклюзивный диалог? Где же тогда ваши принципы?

Мы благодарим те делегации, которые не побоялись принять участие в упомянутой «формуле Арриа» и услышать голос жителей Донецка и Луганска. Тем же, кто смалодушничал, скажу: те, кто поддерживают лишь одну сторону внутриукраинского конфликта и потакают вопреки фактам её болезненным фантазиям о «российской агрессии», не могут называть себя посредниками. Вы, господа, скорее соучастники творимых Киевом преступлений против населения Донбасса.

В заключение отмечу, если Украина заинтересована в нормализации на Донбассе, то Киеву важно прилагать все усилия, чтобы жители восточных районов не боялись, а наоборот стремились вернуться. Пока же, как рассказали представители Донбасса Совету, имеет место «полное безразличие Украины к жителям Донбасса и интерес только к территориям, или же откровенно агрессивные намерения… между Донбассом и Украиной уже пролегает огромная пропасть», как говорят они.

Посудите сами. Законы и законодательные инициативы Украины за последние шесть лет по языковой политике, подрывают законные права граждан говорить на родном языке, ограничивается и зачищается информационное поле, реформа системы образования по своей природе также стала дискриминационной, что признается в частности Венецианской комиссией Совета Европы. Недавнее антиконституционное решение президента Владимира Зеленского, который еще в сентябре 2019 года клялся не закрывать никакие телеканалы и не покушаться на свободу слова, привело к закрытию сразу трех оппозиционных каналов, что вызвало бурю общественного недовольства, вплоть до постановки вопроса об импичменте. Поразительна при этом реакция западных коллег, ратующих за свободу слова – они этот шаг дружно одобрили.

А законопроект об интернировании (принудительном отселении) граждан России, который фактически пытается легализовать концлагеря на территории Украины? А инициатива предусматривающая ответственность за сокрытие гражданства других государств? Как она должна работать в условиях, когда продлить действие украинских паспортов донбассцы не могут?

Все эти инициативы прямо ущемляют в правах жителей Донбасса, лишают их мотивации стремиться обратно на Украину. И Россия тут ни при чём.

Я уже не говорю о повсеместной героизации на Украине пособников нацистов. Накануне дня памяти жертв холокоста мы распространили в Совете документ S/2021/81, содержащий длинный перечень вопиющих случаев героизации нацистских пособников, составленный на основе публикаций в Твиттере Председателя Украинского еврейского комитета Эдуарда Долинского. Масштабы этой «раковой опухоли», поразившей Украину, просто ошеломляют! Однако должной обеспокоенности по этому поводу мы не видим ни у ОБСЕ, ни у наших западных коллег. Вопиющие двойные стандарты.

Украине надо не терять времени на отговорки и сомнительные геополитические игры, а меняться, обеспечивая должное соблюдение прав человека, национальных и языковых меньшинств и свободы СМИ как это, кстати, было в домайданной Украине. Киеву надо заняться честной реализацией обязательств по Комплексу мер в плотной координации с Донецком и Луганском, а не повторять и не прикрываться ложью о войне с Россией. Готова ли Украина двигаться к миру и выполнять свои обязательства? Готовы ли вы, наши западные коллеги, недвусмысленно это от неё потребовать? Признаков этого, к сожалению, всё меньше. Надеюсь на вашу принципиальную позицию сегодня, а также на то, что наш украинский коллега, Леонид Макарович, даст нам хоть какие-то поводы для оптимизма.

Благодарю за внимание.

Ответное cлово после выступлений ряда участников встречи: 

Г-жа Председатель,

Я бы хотел прокомментировать некоторые слова, которые сегодня были произнесены, и вопросы, которые были заданы. 

Собственно, сегодняшнее заседание не могло нас ничем удивить. Мы знаем, кто как и о чем говорит в отношении этого конфликта.  Госпожа Грау сегодня ответила не на тот вопрос? который мы ей задали, на самом деле, а о том, что длительное время продолжаются дискуссии о сторонах конфликта. Мой вопрос касался не дискуссии, о том кто является сторонами конфликта, а о том, упоминается ли Россия как сторона Минских договоренностей. Но я могу ответить за госпожу Грау, если она сама не смогла сделать этого. Нет, упоминания России как стороны Минских договоренностей не существует.

Я с наслаждением слушал сегодня выступление своего друга Кристофа. Искренне по нему соскучился в Совете. Он упоминал Будапештский меморандум. Я говорил ему о том, что готов с ним провести отдельные двусторонние консультации в составе той группы, которую он сам выберет, о Будапештском меморандуме – о том как родился этот документ, кто стоял за его происхождением. Это тема отдельного разговора, но я могу очень кратко, чтобы удовлетворить любопытство касательно нашей позиции. Когда мы комментировали это в свое время, мы говорили о том, что Россия не брала на себя обязательства по Будапештскому меморандуму принуждать часть Украины оставаться в ее составе против воли своего населения, местного населения, а положения Будапештского Меморандума не распространяются на обстоятельства, ставшие следствием действия внутриполитических или социально-экономических факторов. Но давайте сейчас оставим в стороне Будапештский меморандум. 

Кристоф играл понятиями, кто кого оккупировал. Россия ли оккупировала Украину, или, может быть, саркастически вопрошал он, Украину оккупировала Россию. На этот вопрос есть простой ответ. Украина оккупировала Украину, к сожалению, и ведет войну на своей собственной территории. 

Я внимательно слушал сегодня Леонида Макаровича, представителя Украины в трехсторонней Контактной группе, который, кстати, и был заявлен как представитель Украины в трехсторонней Контактной группе на сегодняшнем заседании, а не как представитель Украины. Это ставит законный вопрос: а где другие представители в трехсторонней Контактной группе, включая представителей ОРДЛО? 

Леонид Макарович много говорил об усилиях Украины по выполнению Минских соглашений, по выполнению решений Нормандского саммита, и на словах это звучит как активная целеустремленная работа Украины по выполнению этих договоренностей. Он упомянул, что Украина представила предложение, некую дорожную карту, по выполнению Минских соглашений. Только он, к сожалению, забыл упомянуть о том, что это карта на 3/4 противоречит тем самым Минским соглашениям, которые Украина якобы выполняет. 

Я, к сожалению, не получил ответов на вопросы, которые мы ставили в нашем заявлении: как оценивать заявления официальных лиц Украины по поводу Минских соглашений, как оценивать Ваши собственные слова, Леонид Макарович, в многочисленных интервью, которые Вы давали в последнее время. Вы опытный уважаемый человек, и мне неудобно цитировать сейчас здесь то, что Вы говорили в своих интервью по поводу Минских соглашений, по поводу жителей Донбасса и по поводу того, что должно происходить на этой территории.

Вы упомянули о том, что Украина готова разминировать участок территории на линии соприкосновения, упомянув при этом о том, что российская сторона отказывается разминировать территорию на своей стороне. Россия участвует в разминировании во многих странах – в Сирии, в Армении, в Азербайджане, в Нагорном Карабахе. Мы готовы прийти на помощь, если нас об этом попросят украинские власти. Но мы ничего не можем разминировать на территории на линии соприкосновения, где мы не присутствуем, что сегодня еще раз подтвердил господин Чевика. 

Если говорить о комментариях господина Чевика, я услышал, что он говорил по поводу жертв среди мирного населения. Но сегодня упоминалась еще одна цифра, мне кажется, говорила представитель Великобритании о том, что с начала конфликта его жертвами стали три с половиной тысячи только мирных жителей. Мне бы было очень интересно попросить господина Чевика дать процентное соотношение этой цифры, с какой стороны и сколько мирных жителей погибло. 

Я не очень понял вопроса, который задал мой французский коллега, в отношении того, какие обязательства по выборам не выполнила Россия по итогам Нормандского формата в декабре 2019 года. Насколько я понимаю, в этих договоренностях была подтверждена та «формула», которая закреплена в Минских соглашениях, и упомянута «формула Штайнмайера». Это мы настойчиво призываем украинскую сторону выполнить эти положения. 

Многое я мог бы еще сегодня сказать, но не уверен, что формат сегодняшнего заседания позволит нам это сделать. Я только хочу подтвердить важность продолжения обсуждения этой темы в Совете Безопасности. Мы будем настойчиво пытаться донести до тех членов Совета Безопасности, которые продолжают повторять заученные формулы о том, что должна сделать Россия для того, чтобы прекратить этот конфликт, следующий тезис. Их посредничество будет успешным только тогда, когда они будут серьезно и настойчиво работать с украинской стороной для того, чтобы выполнить свои обязательства по Минским договоренностям.

Благодарю Вас.