Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на брифинге Совета Безопасности ООН, посвященном двенадцатому докладу Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Г-н Председатель,

Сегодня, 10 февраля, в России отмечается День дипломата – наш профессиональный праздник, но это не приглашение к поздравлениям, а напротив, я хотел бы поздравить посла Воронкова, который до того, как занял нынешнюю должность, был видным российским дипломатом. Владимир Иванович, я Вас поздравляю.

Благодарим Владимира Воронкова и Мишель Конинкс за эффективную организацию работы вверенных им подразделений в деле мониторинга и помощи государствам в борьбе с терроризмом в нынешних непростых условиях.

Глобальная пандемия и связанные с ней социально-экономические потрясения используются террористами для привлечения все большего числа сторонников. В этих целях активно задействуется Интернет. Лидеры ИГИЛ используют ресурсы «глобальной сети» для управления ячейками и боевыми отрядами, а также для пропаганды своих идей.

Согласны с оценками Генсекретаря в отношении угрозы ИГИЛ. В представленном нам докладе со всей очевидностью продемонстрировано, что эта терорганизация продолжает сохранять свои позиции в ряде регионов мира.

Г-н Председатель,

Угроза ИГИЛ набирает силу в странах сахаро-сахельской зоны: юго-восточная часть Мали, северные области Буркина-Фасо, западные префектуры Нигера. Отряды «ИГИЛ в Великой Сахаре» по-прежнему стремятся к созданию «исламского халифата». В условиях закрепления боевиков в центральной Африке сохраняется угроза их проникновения в южноафриканские государства. Сложная обстановка складывается и в Республике Мозамбик, где лидеры бандформирований стремятся захватить газовые месторождения в целях получения устойчивого источника финансирования.

Чувствительное поражение ИГИЛ потерпел в Сирии. Однако террористическая угроза в этой стране сохраняется, прежде всего, за счет группировки «Хейат Тахрир Аш-Шам». Основные силы группировки, насчитывающей порядка 15 тысяч боевиков, сконцентрированы в провинции Идлиб, на западе Алеппо и на северо-востоке Латакии.

Серьезную опасность в Сирии также представляет группировка «Хуррас ад-Дин», численностью 9 тысяч боевиков, не менее половины из которых – иностранные террористы-боевики из стран региона Ближнего Востока и Северной Африки.

 В отношении Сирии во весь рост встает проблема репатриации иностранных террористов боевиков (ИТБ) и членов их семей, особенно несовершеннолетних детей. К сожалению, целый ряд государств происхождения данных лиц предпочитают закрывать глаза на эту проблему. Ярким примером является уже несколько лет упоминаемая в докладах Генсекретаря проблема лагеря «Аль-Хоуль». Государства, чьи граждане находятся в лагере, должны налаживать взаимодействие с законными властями Сирии для решения этой проблемы.

Российская Федерация тесно сотрудничает с властями Сирии и Ирака по установлению местонахождения и возвращению на родину несовершеннолетних детей. В конце декабря 2020 г. из Сирии в ходе очередной гуманитарной операции было возвращено 19 детей в возрасте от 3 до 15 лет. С декабря 2018 года из зон вооружённых конфликтов в Российскую Федерацию возвращены 274 ребёнка: 122 – из Ирака и 152 – из Сирии. В настоящий момент также готовы документы на 96 детей, находящихся в лагерях беженцев на территории Сирии. Призываем государства приложить все усилия к тому, чтобы спасти детей от вовлечения в распространяемый террористами «цикл насилия».

Г-н Председатель,

Не менее важно налаживать полноценное сотрудничество, прежде всего с государствами, на территории которых совершались преступления, в деле привлечения к ответственности ИТБ. Вместо этого мы наблюдаем попытки ряда  стран создать квази-юридические механизмы в сотрудничестве с лицами и структурами, которые не имеют полномочий на отправление правосудия.

Нельзя обойти вниманием и проблему создаваемых западными спецслужбами псевдогуманитарных организаций, которые вместо выполнения заявленных благородных целей используются для провокаций и разжигания конфликта. Печальный пример – тесно связанные с террористами, прежде всего из «Джабхад ан-Нусры», «Белые каски». Финансирование этой организации не прекращается. Примечательно, что после поражения ИГИЛ на территории Сирии представители «Белых касок» были переброшены в соседние страны с обещанием западных кураторов забрать их к себе. Однако процесс явно затянулся. Налицо опасения, что эти т.н. «гуманитарщики» способны инспирировать террористическую деятельность на новом месте.

Г-н Председатель,

По-прежнему сильны позиции ИГИЛ в Афганистане, что способствует распространению исходящих из ИРА террористических и наркотических угроз на страны региона и за его пределы. Несмотря на усилия национальных силовых структур, предпринимаемые при помощи и непосредственном участии иностранного воинского контингента, в настоящее время отсутствуют предпосылки к стабилизации ситуации.

Говоря о борьбе с терроризмом в Афганистане, нельзя не вспомнить про преступления, совершаемые на территории этой страны иностранными военными контингентами и сотрудниками частных военных компаний. Важно расследовать эти преступления и привлечь виновных к ответственности.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы сказать, что борьба с ИГИЛ дает свои плоды. Сегодня едва ли может идти речь о создании «террористического халифата». Однако группировка стремится приспособиться к новым условиям, и угроза с ее стороны реальна. Террористы пользуются разобщенностью государств, их противоречиями. Нельзя забывать, что ИГИЛ берет свое начало из незаконного применения силы на территории иностранного государства и не менее незаконных трансграничных поставок оружия. Государства при координирующей роли ООН должны демонстрировать сплоченность и сотрудничество в противодействии ИГИЛ в соответствии с обязательствами, вытекающими из резолюций СБ ООН и международных конвенций, оставив в стороне имеющиеся разногласия.

Способствовать закреплению успехов в борьбе с ИГИЛ в том числе задача ооновских структур и осуществляемых ими программ техсодействия. При этом в докладе отмечается приоритетность правочеловеческих и гендерных аспектов в ооновских программах и инициативах. Безусловно, эти темы важны, однако, следует соблюдать баланс подходов на основе разделов Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Благодарю за внимание.