Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по атакам ВСУ на Запорожскую АЭС

Г-н Председатель,

Благодарим Генсекретаря ООН А.Гутерреша и Гендиректора МАГАТЭ Р.Гросси за брифинги. 

Отдаем должное г-ну Р.Гросси за его решение об осуществлении миссии Агентства на Запорожскую АЭС. Это ответственный и мужественный шаг со стороны руководства МАГАТЭ, подтверждающий глобальную роль Агентства в сфере атомной энергетики. 

Мы рады, что визит позволил Вам, г-н Гендиректор, и Вашей команде лично оценить обстановку на Запорожской АЭС и убедиться, что сформулированные Вами принципы безопасности нами неукоснительно соблюдаются. Важно, что, как мы услышали в ходе Вашего брифинга в Вене 2 сентября, Вы смогли своими глазами увидеть, что благодаря налаженному сотрудничеству между персоналом станции и российскими вооруженными силами, охраняющими станцию, она в целом функционирует в штатном режиме и никаких «внутренних» угроз для ее безопасности нет. У Вас была прекрасная возможность убедиться в том, что единственную угрозу создают обстрелы и диверсии со стороны ВСУ. 

Видим подтверждение этого в Вашем выводе, озвученном на упомянутом брифинге, о том, что наибольшую обеспокоенность у Агентства вызывает физическая безопасность станции и ее целостность, риски для которой возросли в связи с ее обстрелами в августе. 

Сожалеем, что в Вашем докладе о выполнении гарантий МАГАТЭ на Украине за период с апреля по сентябрь с.г., который появился буквально пару часов назад, источник обстрелов прямо не указан. С пониманием относимся к Вашему положению главы международного регулятора, но в нынешней ситуации крайне важно называть вещи своими именами. Возможно, если бы документ был посвящен исключительно итогам Вашей поездки на ЗАЭС, Ваши выводы могли бы быть более четкими и недвусмысленными. Нам потребуется дополнительное время на изучение документа, поэтому не буду останавливаться на нем подробно. Хотели бы только попросить Вас прояснить, какое военное оборудование Вы увидели в ходе посещения Запорожской АЭС?

Мы не сидим сложа руки и не давали замалчивать безрассудные действия киевского режима. В прошлом месяце мы дважды созывали заседание СБ ООН по этому поводу. Пытались «достучаться» до наших западных коллег, объясняли, что эти обстрелы создают реальную угрозу ядерной катастрофы на самой большой атомной станции в Европе, призывали западные делегации задуматься о возможных последствиях для населения континента и «осадить» своих подопечных в Киеве. К сожалению, наш призыв не был воспринят, и с молчаливого согласия западных кураторов киевский режим продолжил обстреливать ЗАЭС. Делают они это и сегодня, на этом я позже остановлюсь подробно. 

Приветствуем решение руководства МАГАТЭ учредить постоянное присутствие Агентства на станции. Это качественно меняет положение дел: МАГАТЭ теперь может самостоятельно оценивать ситуацию в режиме реального времени с учетом того, что двое инспекторов находятся на ЗАЭС на постоянной основе. Готовы оказывать их работе всемерное содействие. 

Хочу подчеркнуть, что мы с самого начала последовательно поддерживали усилия МАГАТЭ по обеспечению ядерной и физической ядерной безопасности ядерных объектов Украины. Российская сторона сделала все от нее зависящее, чтобы Р.Гросси и его команда благополучно добрались до ЗАЭС, выполнили свою работу и вернулись в Вену. Этот факт отметил официальный представитель Генсекретаря ООН, подчеркнувший, что «Российская Федерация сделала все необходимое для обеспечения безопасности инспекторов МАГАТЭ, посетивших Запорожскую АЭС». Хотели бы услышать Вашу оценку, г-н Гендиректор, того, насколько МАГАТЭ удовлетворено взаимодействием с российской стороной, в частности, в плане обеспечения должного уровня безопасности миссии.

К сожалению, как мы и опасались, украинская сторона, осознав, что не может использовать визит МАГАТЭ на ЗАЭС в своих пропагандистских целях, сделала все, чтобы его сорвать. В день заезда миссии Агентства, 1 сентября, ВСУ с пяти утра открыли массированный артиллерийский огонь по станции и городу Энергодар. Они продолжали обстреливать ЗАЭС вплоть до последнего момента, когда команда МАГАТЭ уже находилась в пути на станцию. Украинской артиллерией велись обстрелы территории Запорожской АЭС, места встречи миссии МАГАТЭ с российскими специалистами в районе населенного пункта Васильевка, а также маршрута их движения в Энергодар. Четыре снаряда разорвались на удалении 400 метров от первого энергоблока Запорожской АЭС. Действия ВСУ напрямую угрожали жизни и безопасности инспекторов Агентства. 

Но этим киевский режим не ограничился. Он пошел на чудовищную провокацию, попытавшись осуществить силовой захват станции прямо перед прибытием на нее миссии МАГАТЭ. В шесть утра 1 сентября в сторону ЗАЭС ВСУ через Каховское водохранилище были направлены боевые диверсионные группы с целью захвата станции. Иными словами, для создания впечатления об успехах ВСУ, что, как известно, необходимо режиму В.Зеленского для выклянчивания западных вооружений, ими подразумевалось развязывание активных боевых действий вокруг станции, что могло привести к критическим повреждениям ее целостности. В случае успеха операции и перехода ЗАЭС под контроль киевских властей глава МАГАТЭ Р.Гросси и эксперты миссии стали бы «живым щитом» украинских диверсантов. 

Данные провокации удалось пресечь благодаря эффективным действиям подразделений российских вооруженных сил и Росгвардии, а также бдительности местного населения. В итоге встреча представителей Российской Федерации с командой МАГАТЭ состоялась только в полдень, на четыре часа позже запланированного времени. Отдаем должное мужеству представителей Агентства и их готовности работать буквально под украинским огнем.

Хотели бы спросить Вас, г-н Гендиректор, как отразилась на работе миссии попытка ВСУ ее сорвать через высадку диверсантов с целью силового захвата ЗАЭС. Как Вы можете прокомментировать эти действия украинской стороны в контексте угроз физической безопасности станции и безопасности персонала Агентства?

Аналогичный вопрос я хотел бы адресовать и Генеральному секретарю. Сотрудники Департамента безопасности ООН входили в состав миссии МАГАТЭ, непосредственно занимались вопросами обеспечения ее безопасности. Они по долгу службы должны были заниматься оценкой ситуации и быть в курсе всех действий, создающих для нее риски. Что говорят Ваши подчиненные о рисках, которые создали для миссии действия украинской стороны? 

Г-н Председатель, 

Свое разочарование итогами визита МАГАТЭ на ЗАЭС Киев даже не счел нужным скрывать. Советник В.Зеленского М.Подоляк, в частности, заявил, что «все эти посреднические миссии выглядят крайне неэффективно и крайне трусливо, крайне непрофессионально». По его словам, они никогда не были готовы работать в экстремальных условиях, и это касается не только МАГАТЭ, но и ООН. В характеристике украинского функционера международным организациям «не доверяешь уже на входе». Пан Подоляк усомнился и в том, что за два часа миссия МАГАТЭ смогла провести объемную экспертизу.

В бессильной злобе Киев решил не отказываться от своих крайне опасных планов. Несмотря на сохраняющееся присутствие на ЗАЭС представителей МАГАТЭ, 2 сентября киевским режимом была предпринята еще одна неудачная попытка захвата станции, пресеченная российскими вооруженными силами. 

С тех пор киевский режим продолжает атаковать станцию ежедневно. 3 сентября ВСУ применили восемь беспилотных летательных аппаратов с подвесными боеприпасами. Благодаря действиям российских вооруженных сил приближавшиеся к станции украинские беспилотники были блокированы, после чего осуществлен принудительный сброс гранат в безлюдных местах на удалении более полутора километров от периметра безопасности станции. 4 сентября украинские войска применили ударный беспилотный летательный аппарат. В результате действий российских военнослужащих украинский беспилотник потерял управление и упал в километре от территории Запорожской атомной станции. 

5 сентября ВСУ осуществлен новый обстрел ЗАЭС тремя артиллерийскими зарядами, один из которых попал в крышу спецкорпуса №1, где хранятся топливные сборки, а также хранилище с твердыми радиоактивными отходами.

По данным Минобороны России, обстрелы ЗАЭС и Энергодара ведутся с противоположного берега Каховского водохранилища, преимущественно из населенных пунктов Никополь, Марганец и Марьевка, находящихся под контролем ВСУ. Атаки украинской стороны привели к тому, что из семи линий электроснабжения ЗАЭС повреждены пять. 

Призываем членов Совета Безопасности и руководство ООН решительно осудить эти провокационные действия киевского режима, нацеленные не только против сотрудников станции, но и против международных чиновников – сотрудников МАГАТЭ.

«Живой мишенью» для ВСУ продолжают оставаться и жители города Энергодар. Только сегодня произошло пять артиллерийских обстрелов города. Мы знаем, г-н Гендиректор, что они передали Вам коллективное обращение с просьбой остановить провокации киевского режима. Этот сюжет широко освещался в СМИ. Вы сказали им, что сделаете все от Вас зависящее. Хотели бы попросить Вас поподробнее остановиться на этой теме. Каковы Ваши впечатления от общения с жителями Энергодара?

Мы продолжаем делать все, чтобы обеспечить безопасную работу Запорожской АЭС. Обеспечение её функционирования выполняется штатным техническим персоналом при поддержке российских специалистов. Пока радиационная обстановка на станции остается в норме. Но в случае продолжения провокаций со стороны киевского режима никто не застрахован от более серьезных последствий. Ответственность за это целиком ложится на Киев и его западных покровителей и на всех остальных членов СБ, которые до сих пор не нашли в себе мужества назвать вещи своими именами и призвать Киев остановить его безрассудные действия против ЗАЭС, которые создают реальную угрозу международному миру и безопасности. 

Рассчитываем, что сегодня у членов Совета хватит смелости это сделать ради того, чтобы предотвратить возможную радиационную катастрофу. 

Благодарю за внимание.