Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на открытой видеоконференции членов СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-н Председатель,

Хотела бы поздравить Вас с началом председательства в Совете Безопасности, пожелать Вам успехов и поблагодарить делегацию Вьетнама за успешное руководство Советом в апреле.

Прежде всего, хотела бы высказать сожаление по поводу формата сегодняшнего заседания. Убеждены, что в условиях изменившейся в лучшую сторону эпидемиологической обстановки и большого количества вакцинированных жителей Нью-Йорка встречи в видеоформате становятся своеобразным атавизмом. Полагаем, что Совету Безопасности ООН нужно набраться смелости и вернуться в штаб-квартиру (разумеется, при условии социального дистанцирования и других эпидемиологических ограничений). Тем более, в зале заседаний Совета для этого имеются все условия. Проведение очных мероприятий в Генассамблее ООН практически ежедневно показывает нам реализуемость нашего предложения.

Призываем китайских председателей в СБ ООН проявить лидерство и активизировать процесс возвращения Совета к привычной схеме работы.

Г-н Председатель,

В очередной раз с сожалением вынуждены констатировать несбалансированность доклада Высокого представителя. Считаем, что документ не отражает реального положения дел в стране. Г-н Инцко оперирует тенденциозно подобранными и вырванными из контекста элементами информации, произвольно их интерпретирует с тем, чтобы «подогнать» под свою версию событий.

Доклад преподносит положение дел так, что во всех трудностях национального примирения будто бы виноваты исключительно боснийские сербы и хорваты, а единственный выход заключается в усилении центральных органов власти страны за счет сокращения конституционных прав народов и энтитетов. Сознательное нагнетание страстей призвано создать иллюзию дальнейшей востребованности Аппарата Высокого представителя (АВП) как безальтернативной «волшебной палочки», якобы способной быстро и эффективно решить все проблемы. Напрашивается вывод, что для г-на Инцко государствообразующие народы Боснии и Герцеговины (БиГ) составляют досадную помеху, а все позитивные изменения исходят только от него самого.

Откровенно беспокоит отраженная в докладе тенденция усиления вмешательства Высокого представителя в конкретные дела на местах, а также передергивание исторических событий. Своими действиями он лишь провоцирует напряженность, никак не способствуя продвижению межнационального диалога. Это видно на примерах его поручений и ультиматумов боснийским органам власти, а также инсинуаций на тему коллективной ответственности сербского народа за трагические последствия периода вооруженного конфликта.

Настоятельно рекомендуем Высокому представителю воздержаться от расширительного толкования своего мандата, в частности по евроатлантической повестке. Вопросы сотрудничества БиГ с НАТО и Евросоюзом к ведению АВП не относятся. В соответствии с конституционным распределением полномочий они составляют прерогативу властей страны пребывания.

Предлагаем г-ну Инцко прекратить выступать в роли самозванного генерал-губернатора, ставить себя над законом и демократическими институтами правового государства. О каком-либо чрезвычайном инструментарии Высокого представителя и речи быть не может.

В качестве традиционно достойной альтернативы предлагаем членам СБ ознакомиться с докладом, подготовленным правительством Республики Сербской.

Г-н Председатель,

Ситуация в БиГ вполне стабильна, угрозы международному миру и безопасности не представляет. Не склонны поддаваться искусственно раздуваемой Высоким представителем панике в связи с размышлениями ряда народов БиГ относительно будущего своего государства. Не усматриваем в этом никакого вызова для мирного соглашения. Что действительно вызывает растущее беспокойство, так это инспирируемые извне, в том числе самим Высоким представителем, усилия ряда боснийских политических сил, направленные на пересмотр дейтонской архитектуры в пользу ее унитаризации.

Убеждены, что вся полнота ответственности за происходящее в стране и ее будущее должна лежать на законно избранных органах власти в соответствии с их полномочиями. Альтернативы взаимоуважительному внутрибоснийскому диалогу, компромиссу и консенсусу как пути решения стоящих перед страной трудностей, нет. Если и возможны какие-либо изменения Дейтона, то только исключительно в результате добровольно достигнутой договоренности между самими тремя народами и двумя энтитетами. Внешнее вмешательство в дела суверенного государства и односторонние санкции в отношении легитимных боснийских представителей недопустимы.

Еще раз подчеркнем для ясности: носителями суверенитета БиГ являются ее народы. Судьбу страны, пути ее развития определяют именно они, а никак не Высокий представитель или какой-нибудь внешний фактор.

В этой связи не видим никакой добавленной стоимости АВП во внутрибоснийском процессе. Его деятельность противоречит принципам правового демократического государства и не подотчетна ни национальным, ни международным судам. Более того, два государствообразующих народа из трех настроены по отношению к деятельности Высокого представителя в высшей степени критически. Свидетельством тому стала принятая 10 марта с.г. Народной Скупщиной Республики Сербской резолюция с требованием закрыть АВП и передать все полномочия боснийским властям. Игнорировать эту позицию нельзя.

Подтверждаем российскую линию на скорейшее сворачивание Аппарата, являющегося анахронизмом протектората над суверенной европейской страной. Условия и критерии его закрытия должны быть адаптированы к современным реалиям.

Г-н Председатель,

Хотели бы заверить Вас в том, что Россия всецело поддерживает фундаментальные принципы суверенитета и территориальной целостности БиГ, равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими полномочиями. Подписанное в 1995 г. мирное соглашение в полной мере сохраняет свою актуальность, предусмотренная им схема баланса интересов вполне эффективна, более того – безальтернативна. Стремление же к ее разрушению чревато самыми серьезными последствиями для Балкан и Европы в целом.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово после выступления Высокого представителя по БиГ: 

Я буду краткой, поскольку дискуссия с г-м Инцко происходит достаточно регулярно, и в Совете Безопасности тоже, и хотела бы отметить один момент, который он затронул в своем выступлении, относительно евроатлантической перспективы Боснии и Герцеговины. 

Как Вы правильно подтвердили, это не относится к Вашему мандату. Более того, я бы расценила как очередное передергивание фактов некий консенсус в Боснии и Герцеговине относительно такой перспективы. Я боюсь, что заявления о том, что население страны поддерживает вступление в НАТО является не совсем верным.

Я благодарю за внимание.