Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по ситуации в Ираке

Г-н Председатель,

Поздравляем китайских коллег с вступлением в должность председателей Совета Безопасности. Вы всегда можете рассчитывать на поддержку нашей делегации. Мы признательны Бельгии за ее председательство. Это был короткий месяц, но весьма емкий и интенсивный.

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря Жанин Хеннис-Плассхарт за брифинг. Мы поддерживаем работу Миссии ООН по содействию Ираку, чья деятельность могла бы оказать полезное содействие примирительным процессам при уважении суверенитета страны.

Внимательно следим за развитием ситуации в Ираке. 1 марта назначенный премьер-министр Мухаммед Аляуи снял с себя полномочия по формированию правительства. Президенту Иракской Республики Бархаму Салеху предстоит в консультациях с ведущими политическими силами определиться с кандидатурой нового главы правительства. Рассчитываем, что этот процесс пройдет своевременно в соответствии с положениями Конституции. Понимаем, что перед иракским руководством стоит непростая задача, которая заключается в учете мнений всего спектра политического, социального и этно-конфессионального ландшафта страны.

Убеждены, что именно инклюзивный диалог будет способствовать преодолению внутренних разногласий в Ираке, имеющем ключевое значение для всего Ближневосточного региона. Со своей стороны, в контактах со всеми политсилами Ирака настраиваем их на объединение усилий для решения всех вопросов внутрииракской повестки для выхода на взаимоприемлемые договоренности.

В стране продолжаются массовые демонстрации с требованиями политических и социально-экономических преобразований. Как мы слышали от иракских официальных лиц, власти рассматривают эти демонстрации как элемент демократического самовыражения и привержены обязательствам по обеспечению свободы мирных собраний. Отмечаем снижение уровня насилия и отдаем должное правоохранительным органам. Призываем и далее все стороны проявлять сдержанность. Одновременно считаем недопустимым использование внешними силами демонстраций в качестве инструмента воздействия на внутреннюю ситуацию.

Г-н Председатель,

Власти разрабатывают планы по реализации реформ, однако без стабильно функционирующего правительства сделать это невозможно. Как и устранить в одночасье накопившийся за годы огромный пласт проблем, вызванных объективными причинами: Ираку приходится восстанавливаться после событий 2003 г. и последовавшей тяжелой войны с террористами. Важно, чтобы международное сообщество обеспечило поддержку Багдаду в разработке комплексных мер, направленных на восстановление экономики и улучшение социальной сферы.

Положительно оцениваем продолжение диалога в деле восстановления взаимопонимания Багдада и Эрбиля. Уверены, что дальнейшее улучшение отношений между ними поможет Ираку укрепить свою безопасность, а также эффективно задействовать экономический потенциал на благо всего иракского народа.

С тревогой отмечаем сохранение в стране высокого уровня теругрозы. Положение усугубляется активизировавшимся «перетеканием» из Сирии террористов ИГИЛ. Убеждены, что эффективно противостоять этому вызову можно только через максимально широкую координацию контртеррористических усилий. При этом исходим из необходимости, чтобы все вовлеченные в борьбу с терроризмом в Ираке игроки уважали суверенитет иракского государства и координировали свои действия с Багдадом.

Г-н Председатель,

Обеспокоены возможным негативным воздействием на внутриполитическое положение в Ираке в результате искусственно нагнетаемой обстановки вокруг Ирана. Нельзя допустить втягивания Ирака в региональную конфронтацию. Повторяем наш неизменный тезис: Ирак не должен становиться ареной для сведения региональных счетов. Страна имеет право строить и развивать нормальные отношения с соседями. И никто не вправе эти отношения подрывать. Мы все видели опасную эскалацию в начале года, когда регион чуть не оказался на грани конфликта в результате незаконного убийства США в Багдаде иранского военачальника Касема Сулеймани и иракских официальных лиц. Это акт, подрывающий стабильность и безопасность суверенного государства-члена ООН, совершенный без его ведома.

Г-н Председатель,

Еще раз акцентируем необходимость запуска в регионе диалоговых механизмов вместо санкций и угроз. В этой связи хотели бы напомнить, что Генсекретарь ООН имеет мандат по выработке мер безопасности и доверия в регионе в соответствии с резолюцией СБ 598. Мы открыты к взаимодействию на такой основе со всеми заинтересованными региональными и международными партнерами в рамках предложенного нами проекта Концепции коллективной безопасности в зоне Персидского залива, а также иных конструктивных инициатив.

Благодарю Вас.