Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по взаимодействию ООН по проблематике ДНЯО

Г-жа Председатель,

«Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны». Именно с этих слов начинается Устав нашей Организации, через полторы недели после подписания которого состоялось первое и, мы надеемся, последнее применение ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки.

Тем самым было положено начало гонке ядерных вооружений, последствия которой ощущаются до сих пор. Потребовалось без малого 25 лет, чтобы найти ответ на этот вызов в виде Договора о нераспространении ядерного оружия, 50-летие которого мы отмечаем через несколько дней. За полвека своего существования ДНЯО прочно зарекомендовал себя в качестве одного из краеугольных камней современного миропорядка, а его вклад в обеспечение международного мира и безопасности трудно переоценить. Достигнутое еще в 1995 г. бессрочное продление ДНЯО является свидетельством его высокой востребованности и того факта, что Договор отвечает интересам всех государств-участников, как ядерных, так и неядерных.

Г-жа Председатель,

В последнее время мы являемся свидетелями слома ряда международно-признанных механизмов в области нераспространения и контроля над вооружениями. Коренной причиной этого мы видим попытки одного государства доминировать глобально и навязывать мировому сообществу свои «правила» в ущерб интересам других государств и международному праву. Все многосторонние договорённости и механизмы, которые мешают такому доминированию, объявляются «устаревшими и неэффективными».

Отправной точкой здесь можно считать выход Вашингтона в 2002 году из важнейшего для стратегической стабильности Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО). В прошлом году США под надуманным предлогом разорвали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Практически сразу после этого начались лётные испытания ранее запрещённых американских систем. Наши же предложения о введении моратория на размещение РСМД наземного базирования, в том числе с выработкой механизма его верификации, США и их союзниками не только игнорируются, но и подрываются. Подобные действия лишь подтверждают, что истинные причины разрушения ДРСМД никак не связаны с позицией и действиями России.

Беспокойство вызывает отсутствие определённости в отношении судьбы Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Продление Договора стало бы разумным шагом, который позволил бы не допустить дальнейшую деградацию ситуации в сфере стратегической стабильности, избежать полного обрушения контрольно-ограничительных механизмов в ракетно-ядерной сфере, выиграть время для обсуждения подходов к методам контроля над новыми вооружениями и военными технологиями. Призывы к России продлить ДСНВ – не по адресу. Президент России В.В.Путин предложил США продлить ДСНВ без каких-либо предварительных условий. Ждем ответа.

Г-жа Председатель,

В своё время большим успехом в сфере нераспространения стала «ядерная сделка» с Ираном. Пять лет назад был заключён Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД), единогласно одобренный в резолюции 2231 СБ ООН. Это явилось примером эффективного преодоления кризиса, который грозил «горячим» конфликтом. Добиться прорыва удалось, когда вовлечённые стороны проявили подлинную готовность слышать друг друга и учитывать взаимные интересы. Однако сегодня мы видим, что это уникальное достижение многосторонней дипломатии находится под угрозой в результате отказа США от своих международно-правовых обязательств по Уставу ООН.

На фоне официального отказа США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а также в условиях сохраняющегося размещения американского ядерного оружия на территории некоторых союзников США по НАТО, Вашингтон в своих новых доктринальных установках значительно понижает «порог» применения ядерного оружия. При этом страны НАТО продолжают практику т.н. совместных ядерных миссий, которые включают элементы ядерного планирования и отработку навыков использования ядерного оружия с привлечением представителей неядерных стран. Это – прямое нарушение со стороны ядерных государств альянса статьи I ДНЯО, а со стороны неядерных государств – статьи II Договора. Апогеем же данной вереницы целенаправленных действий стало проведение США и их европейскими союзниками в этом месяце учений с отработкой применения ядерного оружия по территории Российской Федерации. 

В интересах снижения искусственно нагнетаемой напряжённости и сохранения возможностей для дальнейшего стратегического диалога мы еще полтора года назад предложили Вашингтону хотя бы подтвердить, а еще лучше усилить, формулу «Горбачева–Рейгана» о том, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Ответа нами до сих пор не получено. 

Г-жа Председатель,

Мы с пониманием относимся к озабоченностям ряда неядерных государств, наращивающих требования по ускорению процесса ядерного разоружения. Рассматривали и продолжаем рассматривать данную тему в качестве одного из приоритетов нашей внешней политики. Вместе с тем очевидно, что здесь необходимо учитывать все факторы международной безопасности и стратегической стабильности. Предпринятые США и НАТО в последние десятилетия силовые акции, а также угрозы Вашингтона в адрес ряда государств, включая Россию, лишь отдаляют цель создания мира, свободного от ядерного оружия.

Требуется последовательное формирование предпосылок, которые способствовали бы дальнейшему продвижению по пути ядерного разоружения. Прежде всего, это предполагает оздоровление стратегической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом. Это возможно только с учетом всего комплекса факторов, оказывающих воздействие на стратегическую стабильность и международную безопасность. Эти факторы включают в себя, в частности, ничем не ограниченное развертывание системы глобальной ПРО США, разработку высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, перспективу вывода ударных вооружений в космос, расшатывание системы международных договоров и соглашений в сфере обеспечения безопасности, стабильности и контроля над вооружениями, попытки ослабить оборонный потенциал других стран нелегитимными методами одностороннего санкционного давления в обход Совета Безопасности ООН.

Без решения указанных проблем вряд ли возможно добиться состояния международной безопасности, благоприятного для дальнейших шагов по пути ядерного разоружения.

Г-жа Председатель,

Особое место в рамках ДНЯО всегда занимала проблематика создания зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке, как предусмотрено резолюцией Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО 1995 года. 

Рассчитываем, что Конференции по ЗСОМУ, первая из которых прошла в ноябре 2019 г., в конечном итоге приведут к искомому результату – созданию и подписанию всеми странами Ближнего Востока юридически обязывающего соглашения по ЗСОМУ. Со своей стороны оказывали и продолжим оказывать этому всемерное содействие. Важно, чтобы и другие государства ядерной «пятерки», а главное – все страны Ближнего Востока, подключились к данным усилиям.

Г-жа Председатель,

Рассматриваем гарантии МАГАТЭ как ключевой элемент режима нераспространения. Их задача – не допустить переключения мирного применения атомной энергии на цели создания ядерного оружия. Мы твёрдо намерены продолжать оказывать МАГАТЭ содействие в укреплении системы гарантий.

При этом исключительно важно сохранить объективный, деполитизированный и технически обоснованный характер контрольного механизма ДНЯО. 

Вопрос, по которому, как здесь уже говорилось и как нам представляется, имеется согласие среди участников ДНЯО – использование ядерных технологий в мирных целях. 

Г-жа Председатель,

Сейчас необходимо объединение усилий всех государств-участников Договора – как ядерных, так и неядерных – для того, чтобы снизить накал противостояния. Важно провести Обзорную Конференцию 2020 года так, чтобы она способствовала укреплению режима нераспространения ядерного оружия, а не его ослаблению. То есть в максимально неконфронтационном ключе. Как минимум, государствам-участникам необходимо подчеркнуть общую приверженность Договору и подтвердить обязательства, взятые на себя ранее в ходе обзорных циклов. 

Россия заинтересована в сохранении и совершенствовании режима ядерного нераспространения и готова активно взаимодействовать со всеми его участниками в интересах успешного проведения Обзорной Конференции 2020 года.

Благодарю Вас.