Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по теме «Угрозы, возникающие из-за незаконного перетока легкого и стрелкового оружия, в контексте миротворческих операций»

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу Изуми Накамицу за доклад. Внимательно выслушали г-на Бадредина Абдельгадира и г-на Дэвида Локхида. 

Поддерживаем тот факт, что кенийское председательство проводит сегодня обсуждение проблематики легкого и стрелкового оружия (ЛСО) в Совете Безопасности ООН не в качестве разоруженческого сюжета, а именно в контексте миротворческих операций. Хорошо понимаем озабоченности ряда государств, прежде всего, находящихся в Африке, для которых проблемы, порождаемые незаконным перетоком ЛСО, стоят особенно остро.

Мы полагаем, что в двухгодичных докладах Генерального секретаря ООН по ЛСО тематике миротворчества должно уделяться гораздо больше внимания. Кроме того, имеем все основания ожидать, что такие действующие механизмы в данной сфере, как Программа действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО, получат лучшее отражение в их текстах.

Г-н Председатель,

Миротворческие миссии ООН, наделенные соответствующим мандатом, играют важную роль в оказании содействия государствам в осуществлении программ реформы сектора безопасности, разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР), восстановления органов правопорядка и верховенства права. Принимая участие в процессах разоружения воюющих сторон, расформирования их подразделений и реинтеграции бывших комбатантов с целью предотвращения возобновления конфликтов, миротворцы преследуют важную цель – поддержание мирного процесса, создание условий для политического урегулирования, а также обеспечение безопасности как для населения, так и для самих «голубых касок». 

При этом успешное осуществление РДР невозможно без достижения прочных результатов примирения между сторонами, включая доверие между ними, подкрепленное созданием достаточных условий безопасности и реальных возможностей для интеграции комбатантов после разоружения в создаваемые вооруженные силы или гражданскую жизнь.

Наличие большого количества неконтролируемого ЛСО не только создает препятствия на пути обеспечения безопасности гражданского населения и миротворческих миссий, но и в целом ставит под сомнение возможность прекращения вооруженного противостояния и создание условий для достижения сторонами окончательного примирения. 

Убеждены, что ответственность за контроль над оборотом ЛСО должна лежать на правительствах стран, на территории которых это оружие находится. В этой связи особенно важным видится реформирование сектора безопасности. Успех в этом процессе помогает не только достичь национального примирения, но и обеспечить создание государственных институтов безопасности, способных эффективно защищать гражданское население, контролировать территорию страны, а также противодействовать террористическим группировкам. Для этого важно, чтобы правительство государства имело возможность сформировать профессионально подготовленные и оснащенные вооруженные силы.

В связи с этим хотели бы напомнить коллегам по Совету о нашей позиции о необходимости пересмотра санкционных режимов в отношении некоторых стран с тем, чтобы правительственные войска таких государств, как, например, ЦАР, Судан, Южный Судан и Сомали, могли быть надлежащим образом вооружены и подготовлены, что позволило бы им в должной мере поддерживать правопорядок. 

Г-н Председатель,

Иного контекста обсуждения тематики ЛСО в Совете Безопасности, кроме как миротворчество, мы не видим. Вряд ли можно считать таковым различные отвлеченные темы, как то, например, устойчивое развитие, гендер или изменение климата, о которых мы периодически слышим от наших коллег. Сомневаемся, что подобные дискуссии будут нести какую-то добавленную стоимость – и тем более в Совете Безопасности, поскольку приоритетной площадкой для обсуждения проблематики ЛСО является Генеральная Ассамблея. 

Именно там, на открытой и универсальной основе, ведется регулярная работа над упомянутой Программой действий ООН, которая является единственным специализированным глобальным документом в данной сфере. Высоко оцениваем в этом контексте усилия кенийской стороны по проведению в июле этого года седьмого двухгодичного совещания государств-членов по вопросам выполнения Программы действий. 

В практическом плане считаем важным содействовать реализации его итогового документа, прежде всего на национальном уровне. Нельзя забывать, что борьба с незаконным оборотом ЛСО, обеспечение безопасного хранения его запасов и уничтожение его излишков являются прерогативой самих государств и неотъемлемой частью их суверенитета. Российская Федерация располагает весьма развитым национальным законодательством в сфере борьбы с нелегальным оборотом ЛСО. Готовы активно делиться нашим опытом, в том числе наиболее успешно зарекомендовавшими себя практиками, с заинтересованными странами.

Благодарю Вас.