Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Д.А.Полянского в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по вопросам операций ООН по поддержанию мира

Г-н Председатель, 

Разрешите поздравить всех членов Бюро Спецкомитета по миротворчеству (С-34) с избранием в его состав.

С-34 является уникальной площадкой для всеобъемлющего взаимодействия всех заинтересованных сторон в области миротворчества, объединяющей большинство государств-членов Организации, включая стран-поставщиков контингентов (СПК), принимающих государств, финансовых доноров, а также Секретариат ООН. Как закреплено в параграфе 19 его доклада, Спецкомитет является «единственным форумом ООН, которому поручено заниматься всесторонним рассмотрением вопросов миротворчества».

В данной связи исходим из необходимости соблюдения разделения труда в системе Организации, когда общие стратегические параметры развития миротворческой деятельности ООН согласуются государствами на площадке С-34, а Совет Безопасности занимается разработкой специфических мандатов миссий ООН. 

В ходе стартовавшей сессии Спецкомитета государствам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с реформированием миротворческой деятельности ООН. В центре внимания традиционно будут находятся вопросы укрепления безопасности «голубых касок», а также другие задачи, нацеленные на оптимизацию миротворческих миссий и повышение их эффективности. 

Ценим личное внимание и усилия Генсекретаря ООН к этим вопросам, в том числе в рамках его инициативы «Действия в поддержку миротворчества». Разделяем ее основной посыл - о важности подлинного партнерства и совместных усилий членов международного сообщества в целях обеспечения успешного функционирования Операций ООН по поддержанию мира (ОПМ). Это, в частности, означает необходимость четкого и неукоснительного соблюдения всеми участниками процесса договоренностей и обязательств, достигнутых в межгосударственном формате. 

В данной связи рассматриваем принятое Спецкомитетом решение на экспериментальной основе привести структуру его доклада в соответствие с основными тематическими разделами инициативы «Действия в поддержку миротворчества» как возможность синхронизировать инициированные Секретариатом процессы с консенсусными решениями и рекомендациями государств.

При этом хотели бы напомнить, что основной элемент инициативы Генсекретаря - «Декларация о взаимных обязательствах» - была нами одобрена, но с рядом принципиальных оговорок. 

В частности, мы считаем, что во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миротворческих операций и Секретариата ООН с национальными властями принимающего государства, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранение причин кризисов и постконфликтное восстановление. Гражданское общество и НПО могут играть лишь вспомогательную роль в этом процессе. 

Убеждены, что миротворцы при любых обстоятельствах должны соблюдать нейтралитет. Увлечение «силовыми» (robust) действиями, как и осуществление превентивных (proactive) операций способно превратить «голубых касок» в активных участников конфликта, что приведет к дополнительным угрозам их безопасности. 

Такие основы миротворческой деятельности, как безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества - согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата, - должны оставаться незыблемыми. Основная задача миротворцев – содействовать политическому урегулированию и национальному примирению, а не становиться военной силой. 

Не можем поддержать стремление поставить в центр мандатов второстепенные и несвойственные миротворчеству задачи, в том числе в области прав человека. Считаем опасными попытки их искусственного уравнивания с защитой гражданских лиц, при которой предусматривается возможность задействования главы VII Устава ООН, а также применения силы. 

«Разведка в миротворчестве/сбор и анализ информации» (peacekeeping-intelligence/information gathering and analysis) может осуществляться исключительно в рамках достигнутых в межгосударственном формате договоренностей и строго для целей обеспечения безопасности миротворцев и защиты гражданского населения. В актуализированной версии соответствующей Концепции учтены некоторые озабоченности государств-членов - включены ссылки на несекретный характер сбора данных, уважение суверенитета принимающих государств и соблюдение базовых принципов миротворчества. Тем не менее, по содержанию документа остаются вопросы, в том числе в отношении круга участников процессов обмена и обработки получаемой информации, гарантий ее сохранности и конфиденциальности. 

Г-н Председатель,

Основная сессия Спецкомитета в этом году проходит в несколько модифицированном формате на пробной основе. Ее успех во многом зависит от готовности государств учитывать озабоченности друг друга, стремления к выработке единых подходов. 

Наша задача – внимательно изучить все предложения, взвесить все возможные последствия, и в ходе открытой дискуссии выработать конкретные решения и рекомендации, которые войдут в ежегодный итоговый доклад и станут основой для дальнейшей эволюции ооновского миротворчества.