Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на заседании Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Доклад Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов»

Г-н Председатель,

В этом году завершился третий двухгодичный цикл существования Механизма. Совет Безопасности провел обзор (review) его работы, как это предусмотрено резолюцией 1966.

В результате выявлено то, о чем мы говорим уже много лет: созданные Советом Безопасности уголовные трибуналы в течение более чем 25-ти лет своего существования не имели системы судебного планирования как таковой. 

Этот факт подтвердили эксперты из Управления служб внутреннего надзора (Office of Internal Oversight Services). В мартовском докладе УСВН четко сказано, что Механизм не желал связывать себя конкретными временными рамками как в самом начале судопроизводства, так и по ходу рассмотрения дела.

Деятельность предшественника Механизма – МТБЮ - подорвала доверие ко всему международному уголовному правосудию. К сожалению, Механизм унаследовал недостатки этого органа.

Коронавирусные реалии наложили свой отпечаток на работу Механизма. Однако они не отменяют необходимости соблюдения прав и процессуальных гарантий содержащихся под стражей обвиняемых. Особенно когда речь идет об обеспечении этих лиц своевременной и надлежащей медицинской помощью. 

Мы серьезно опасаемся за здоровье Ратко Младича. Не уверены, что он получает качественное обследование и адекватное лечение в пенитенциарном учреждении Механизма. 

Складывается впечатление, что здоровье генерала значительно ухудшилось в последнее время. Адвокаты и родственники бьют тревогу. На его немедленной госпитализации настаивала даже председательствующая в его апелляционном процессе судья Ниамбе. Несмотря на это ни российские, ни сербские врачи к г-ну Младичу не допускаются, равно как и его родственники вместе с адвокатами.

Все это смотрится особенно странно на контрасте с обращением с недавно арестованным во Франции г-ном Ф.Кабугой. Ввиду его пожилого возраста сам Прокурор Механизма поддерживает ходатайство о назначении обвиняемому независимой медицинской экспертизы. Весь суд обеспокоен – выдержит ли обвиняемый длительный перелет в Арушу, не лучше ли будет его перевести в Гаагу? В такой «роскоши» как оценка состояния здоровья независимыми врачами почему-то уже несколько лет отказывают Ратко Младичу.

Г-н Председатель,

Мы призываем Остаточный механизм принять меры по обеспечению надлежащей медицинской помощи обвиняемому Младичу. Исходим также из того, что хотя бы на последнем этапе своего существования Механизм будет следовать четким планам завершения своей работы.