Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на заседании Совета Безопасности ООН в формате видеоконференции, Москва, 20 октября 2020 года

Уважаемый господин Генеральный секретарь,

Уважаемые коллеги,

При организации сегодняшнего заседания высокого уровня мы исходили из того, что обеспечение спокойствия в районе Персидского залива – важная и актуальная задача для всего международного сообщества.

Нездоровая обстановка в этой зоне оказывает дестабилизирующее влияние на международные отношения. Исходя из этого считаем, что вопрос должен находиться в фокусе постоянного внимания СБ ООН, ответственного за поддержание международного мира и безопасности.

Предлагаем вместе поговорить о том, что в конкретном плане можно сделать для отведения ситуации от опасной черты и для долгосрочной стабилизации региона.

Все помнят атмосферу начала нынешнего года. Тогда опасения по поводу начала реальной крупномасштабной войны в Заливе охватили многих. Наихудшего сценария удалось избежать. Однако причин для самоуспокоения не видим. Положение по-прежнему шаткое. В любой момент могут развернуться опасные и непредсказуемые сценарии. Особенно с учетом наличия в уже существующих противоречиях и конфликтах конфессиональной составляющей.

Уверены в том, что в мирном и предсказуемом регионе заинтересованы все. Попытки односторонних действий – а мы их продолжаем наблюдать – тупиковые. Ошибочна и опасна практика шантажа и диктата, демонизации и обвинений только одной из сторон. Необходимо отбросить взаимные упреки и подозрения, отказаться от использования санкций, давления, ультиматумов и провокационных действий, с какой бы стороны они не исходили. Даже в условиях сохраняющейся напряженности это вполне достижимо. Мы в этом убеждены.

Востребована созидательная философия. Залогом оздоровления обстановки в регионе Персидского залива должны стать коллективные усилия по укреплению доверия на основе уважения суверенитета, независимости и территориальной целостности государств, в строгом соответствии с международным правом и Уставом ООН.

Важным инструментом, сдерживающим эскалацию напряженности, остается принятый в 2015 г. Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. О нем уже говорили те, кто выступал до меня. Договоренности о СВПД стали крупным политико-дипломатическим достижением, позволили отвести угрозу вооруженного конфликта, укрепили режим ДНЯО. Россия, как и все ответственные участники соглашения, остается полностью приверженной этому соглашению и убеждена в необходимости сохранения и активной защиты этого великолепного результата непростой, но полезной коллегиальной работы.

Уважаемые коллеги,

На выработку мер, направленных на предотвращение дальнейшей эскалации и формирование в Персидском заливе надежной системы коллективной безопасности, нацелена инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина о проведении в онлайн-формате встречи глав-государств – постоянных членов СБ ООН, а также ФРГ и Ирана. Признательны тем, кто высказался в поддержку этой инициативы. С целью формирования надежной системы региональной безопасности Россия сформулировала и представила концепцию коллективной безопасности в этом регионе, в зоне Персидского залива. В ее основе конструктивная, объединительная повестка дня. Предусмотрено создание механизмов коллективного реагирования на многочисленные вызовы и угрозы с участием прибрежных стран Персидского залива как Ирана, так и всех арабских государств. Предлагаем подключить к практическим шагам по реализации данных идей наряду с прибрежными странами «пятерку» постоянных членов СБ ООН, Лигу арабских государств, Организацию исламского сотрудничества и другие заинтересованные стороны. Путь к этой цели не будет быстрым, не будет простым. Но пройти его должны, прежде всего, сами страны региона. А дело внешних игроков – помочь им создать условия для начала движения навстречу друг другу, терпеливо и последовательно устраняя исторические наслоения взаимных обид и противоречий. Все это требует заинтересованных обсуждений и, прямо скажем, деликатных подходов. Со своей стороны готовы оказать содействие в рамках диалога со всеми партнерами.

Может оказаться востребованным и посреднический потенциал ООН, в том числе в рамках миссий «добрых услуг» Генерального секретаря. Напомню, что в резолюции 598 Совет Безопасности ООН поручил Генеральному секретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Было бы важно посмотреть, что было сделано и что надо сделать дополнительно по выполнению этого прямого поручения.

Наша концепция – не истина в последней инстанции, это пища для размышлений. Фундаментальной предпосылкой для движения в правильном для всех направлении является строгое соблюдение принципа неделимости безопасности. Это значит, что проблемы безопасности одних стран, проблемы укрепления безопасности любой страны не могут решаться за счёт безопасности других и с нанесением ущерба безопасности любого другого государства.

Уважаемые коллеги,

Предлагаю рассматривать сегодняшнее заседание, как приглашение к преодолению накопившихся разногласий через начало уважительного диалога, основанного на учете озабоченностей всех без исключения сторон и на основе международного права. Уверен, что действуя вместе, открыто и беспристрастно, объединяя политическую волю и созидательный потенциал, мы сможем помочь государствам Персидского залива преодолеть сложный исторический период и создать действенную систему региональной безопасности, либо, в качестве первого шага, согласовать хотя бы ее базовые принципы.

 

Заключительное слово Постоянного представителя В.А.Небензи: 

Мы воодушевлены, что практически во всех выступлениях сегодня мы слышали слова «деэскалация», «предотвращение конфликтов», «меры укрепления доверия». На наш взгляд, это то, что нас объединяет. Это минимальный «общий знаменатель» для всех участников сегодня. Мы можем расходиться в оценках причин сегодняшней ситуации, спорить о том, кто виноват и т.п. Но гораздо важнее сейчас ответить на вопрос «что делать». 

По сегодняшней дискуссии очевидно, что все заинтересованы в практических, конкретных, возможно даже приземлённых, решениях по снижению напряженности. Это насущная и самая базовая потребность, которая может стать прологом к более широкой политической дискуссии. Важно как минимум начать обсуждать конкретные шаги, начиная с самого простого – например, договориться о том, чтобы предотвращать опасные инциденты в регионе, которые могут привести к полномасштабному конфликту. Начинать «с нуля» нам не придётся. Можно взять в качестве одного из ориентиров, как предлагали сегодня многие коллеги, европейский опыт выработки мер доверия в годы холодной войны. Палитра таких мер очень богатая. Многие варианты сегодня уже звучали. Это могло бы стать нашим общим «домашним заданием» после сегодняшнего заседания. 

Благодарю всех за участие.