Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного Представителя А.М.Евстигнеевой в ходе видеоконференции членов СБ ООН по миротворческим операциям ООН

Г-н Председатель,

Хотели бы выразить признательность Заместителю Генсекретаря ООН Жан-Пьеру Лакруа за его брифинг о прогрессе в реформировании операций ООН по поддержанию мира (ОПМ) и проблемах, которые возникли для них в связи с эпидемией коронавируса.

Рассматриваем миротворческие операции в качестве ключевого инструмента в арсенале ООН по поддержанию международного мира и безопасности. Ооновские миссии разворачиваются в опасных условиях, осложненных тяжелой гуманитарной и социально-экономической обстановкой. Зачастую имеются и асимметричные угрозы. Такие реалии в сочетании с меняющимися характером и динамикой конфликтов требуют соответствующей настройки миротворческих механизмов. Очевидно, что вспышка COVID-19 также оказала влияние на способность «голубых касок» полноценно выполнять предписанные им мандаты.

Высоко ценим усилия Секретариата ООН по обеспечению безопасности миротворцев, а также смягчению последствий пандемии в миссиях, в том числе за счет укрепления их потенциала по борьбе с эпидемией, совершенствования системы медицинского обслуживания, а также принятия мер по снижению риска распространения вируса среди персонала и при взаимодействии с гражданским населением.

Помощь принимающим государствам в их усилиях по противодействию коронавирусу может оказываться по просьбе национальных властей в рамках соответствующих мандатов миссий. В качестве положительных примеров отмечаем операции ООН в ЦАР и ДР Конго, которые помогли странам пребывания в разработке планов по реагированию на пандемию.

Любые изменения, связанные с ротацией контингентов, необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве со странами-поставщиками контингентов (СПК).

Г-н Председатель,

Несмотря на текущие беспрецедентные обстоятельства, важно, чтобы дальнейшая эволюция миротворческих операций ООН осуществлялась в правильном направлении. При этом императивом должно оставаться уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение целей и принципов Устава ООН, а также базовых принципов миротворчества.

Убеждены, что «голубые каски» должны сохранять свой беспристрастный статус при любых обстоятельствах. Силовые или наступательные мандаты могут предоставляться Советом Безопасности в каждом конкретном случае в зависимости от обстановки «на земле».

Целью миротворчества является мирное урегулирование конфликтов политическими средствами. Поэтому мы поддержали призыв Генерального секретаря ООН к глобальному прекращению огня, который обеспечил благоприятную основу для продолжения посреднических усилий по поощрению конфликтующих сторон к национальному примирению. Несмотря на временные трудности, вызванные пандемией, важно сохранить те успехи, которые уже достигнуты в осуществлении мирных соглашений.

Важнейшей предпосылкой для эффективности любой миротворческой операции является конструктивное сотрудничество с принимающей стороной. В условиях пандемии особенно актуальна задача укрепления мер доверия и обмена информацией. Диалог особенно необходим для обеспечения своевременного доступа к жизненно необходимым товарам, медицинскому оборудованию и лекарствам для персонала ооновских миссий, а также решения других насущных вопросов, в том числе связанных с возможным введением ограничений, необходимых для борьбы с распространением коронавируса.

Кроме того, считаем крайне важным учет мнения принимающих государств, а также СПК при рассмотрении вопросов о продлении мандатов, а также консультаций с ними при подготовке рекомендаций оценочных докладов об эффективности работы миротворческих миссий. В частности, в мандат ВСООНЛ были внесены существенные дополнения, связанные с весьма чувствительными вопросами использования современных технологий (в т.ч. беспилотных летательных аппаратов и средств наблюдения), которые могут затрагивать суверенитет принимающего государства.

Подобные действия накладывают также дополнительную нагрузку на бюджет ООН. В этой связи видим противоречие в позициях некоторых государств, которые одновременно ведут дело к расширению мандатов и при этом призывают к сокращению финансирования миссий и численности миротворцев. Лозунг «делать больше с меньшими затратами» может быть применим в экономической теории, но вряд ли полезен для обеспечения эффективности миротворческих операций.

Оптимизация мандатов в целях обеспечения их эффективности должна сопровождаться сокращением второстепенных и непрофильных задач для миротворцев, в частности правочеловеческого, социального и гендерного характера. Мандаты операций должны быть не популистскими, а ясными и реалистичными.

Г-н Председатель,

Полагаем необходимым и далее совершенствовать трехстороннее сотрудничество между СБ, СПК и Секретариатом для укрепления духа партнерства, сотрудничества и взаимного доверия. Такой подход лежит и в основе инициативы Генсекретаря ООН «Действия в поддержку миротворчества» (A4P), где содержится призыв к обеспечению тесного сотрудничества между всеми участниками миротворческой деятельности.

В ходе последней основной сессии Специального Комитета ГА по операциям по поддержанию мира (С-34) в этом году было согласовано, что дальнейшее продвижение A4P может осуществляться в соответствии с мнениями и рекомендациями государств-членов, в том числе озвученными на мероприятии высокого уровня в сентябре 2018 года. В этих целях в соответствии с основными тематическими элементами А4Р была приведена структура доклада С-34. Мы рассчитываем, что именно содержащиеся в докладе Спецкомитета рекомендации и решения будут служить основой для Секретариата в его последующей деятельности на миротворческом треке.

В заключение хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы выразить признательность СПК, а также военному и гражданскому персоналу ОПМ ООН за их неизменную приверженность выполнению своих обязанностей, особенно в нынешних сложных условиях.

Благодарю вас.