Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по миротворческим операциям

Г-н Председатель, 

Благодарим за организацию сегодняшнего мероприятия по такому важному вопросу, как укрепление трехстороннего сотрудничества между Советом Безопасности ООН – странами-поставщиками контингентов (СПК) и Секретариатом ООН по вопросам миротворческой деятельности ООН.

Признательны заместителю Генсекретаря ООН Жан-Пьеру Лакруа, командующему военным компонентом миссии ООН в Мали г-ну Гиллеспору, а также независимому консультанту Международного института мира г-же Новоселофф за представленные доклады и озвученные оценки. 

Действительно, важность трехстороннего механизма сложно переоценить. Он играет определяющую роль для практической эффективности ооновского миротворчества, поскольку объединяет в себе ключевых игроков, занимающихся постановкой задач, планированием, управлением и проведением Операций ООН по поддержанию мира (ОПМ). 

Ключевой платформой в системе ООН для реализации такого формата сотрудничества является Специальный комитет по миротворчеству (С-34). Его уникальность состоит как раз в репрезентативности. Именно в Спецкомитете члены СБ и СПК вырабатывают общие подходы к параметрам миротворческой деятельности, а также ведут интерактивный диалог с Секретариатом ООН по актуальным вопросам. 

Непреложным условием для обеспечения необходимого уровня доверия между всеми заинтересованными сторонами являются траспарентность и соблюдение на практике достигнутых в межгосударственном формате консенсусных договоренностей. Именно принятые в рамках С-34 рекомендации и решения должны служить ориентиром для Секретариата ООН и миссий «на местах» при осуществлении своих исполнительных функций. Это в полной мере относится и к разрабатываемым Секретариатом концепциям, пособиям, руководящим принципам и прочим документам.

В этих целях также важно соблюдать разделение труда в системе ООН между структурами, определяющими модальности функционирования ОПМ и не препятствовать Спецкомитету выполнять свой мандат по рассмотрению общих вопросов миротворчества. При этом Совет Безопасности как уставной орган, ответственный за противодействие угрозам международному миру и безопасности, безусловно, играет главную роль за формулирование мандатов миротворческих миссий ООН в каждой конкретной стране.

Г-н Председатель,

Мы выступаем за реализацию на практике содержащихся в докладе С-34 предложений по продвижению трехстороннего сотрудничества. 

Убеждены в том, что мандаты ОПМ и концептуальные «наработки» Секретариата должны соотноситься с мнением как стран-поставщиков контингентов, так и принимающих государств. Это, в свою очередь, позволит правильно интерпретировать поставленные задачи, избежать возможной «перегрузки» мандатов и, тем самым, повысить эффективность их выполнения. 

В данном контексте видим возможности для повышения эффективности трехстороннего взаимодействия за счет подключения к нему принимающих государств, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, реализацию политпроцесса, устранение причин кризисов и постконфликтное восстановление. 

Как показывает практика, именно в тех странах, где налажено активное основанное на взаимном уважении взаимодействие между миссией и государством, создаются предпосылки для эффективной реализации поставленных задач.

Страны-поставщики контингентов также играют определяющую роль в обеспечении эффективности миротворческой деятельности ООН, поскольку именно направленные ими «голубые каски» призваны выполнять поставленные Советом Безопасности задачи. Их мнение и предоставление актуальной информации с места проведения операций безусловно имеет важное значение, а накопленный опыт полезен для сохранения «институциональной памяти» в системе ООН и извлечения уроков на будущее. В данной связи подтверждаем ценность встреч СБ с СПК в преддверии продления мандатов ОПМ.

Хотел бы также отметить, что недооцененным остается потенциал Военно-Штабного Комитета (Military Staff Committee), который в соответствии со статьей 47 Устава ООН «находится в подчинении у Совета Безопасности» и призван «давать советы и оказывать помощь СБ по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета».

Полагаем целесообразным более внимательно изучить способы задействования аналитических возможностей и практического содействия со стороны Военно-штабного комитета. 

В частности, полезной представляется положительно зарекомендовавшая себя практика осуществления страновых визитов в миссии ООН с последующим докладом с рекомендациями Совету Безопасности, а также приглашение военных представителей избранных членов СБ для участия в заседаниях Комитета.

Кроме этого, считаем важным, чтобы полномочия Военно-штабного Комитета были подтверждены, а Секретариат оказывал все необходимое содействие в его деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.

Благодарю за внимание.