Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на видеоконференции членов Совета Безопасности ООН по вопросу поддержания международного мира и безопасности в хрупких ситуациях

Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Президента Республики Тунис Каиса Саида в качестве Председателя Совета Безопасности ООН.

Благодарим Генерального Секретаря ООН Антонио Гутерреша, Председателя Комиссии Афросоюза Муссу Факи Махамата, а также бывшего президента Либерии Элен Джонсон-Серлиф за представленные доклады. Разумеется, мы выражаем наши глубокие соболезнования Нигеру за чудовищный теракт, постигший их 2 января. 

Тематика сегодняшнего заседания, посвященная факторам, влияющим на мир и безопасность в странах с нестабильной обстановкой, имеет весьма широкий контекст. Думаю, что все согласятся со мной в том, что предложенные к обсуждению вопросы актуальны для рассмотрения не только Советом Безопасности, но и другими органами системы ООН.

Ведущую роль в решении вопросов, не связанных напрямую с поддержанием международного мира и безопасности, должны играть  профильные «площадки», которые обладают соответствующей экспертизой и инструментарием для выработки долгосрочных решений. Вместе с тем взаимодействие и сопряжение усилий различных ооновских структур может быть полезным, но только там, где это уместно и согласовано всеми государствами-членами. При этом также важно избегать дублирования усилий ооновских структур.

Г-н Председатель,

В концептуальной записке к сегодняшнему заседанию справедливо отмечено, что некоторые нарушающие стабильность факторы не являются предметом ведения Совета Безопасности. Борьба с изменением климата и его последствиями, как и другие проблемы окружающей среды, требуют практических мер с опорой на инструментарий системы развития ООН, а также на решения, принятые под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения, Генассамблеи, ЭКОСОС. При этом каждый из органов ООН должен действовать строго в рамках своей сферы ответственности. К примеру, эффективные действия в области развития будут способствовать решению практических задач полевых миссий ООН в соответствии с мандатами Совета.

Ухудшение состояния окружающей среды, в том числе вследствие изменения климата, действительно может препятствовать социально-экономическому развитию, что, в свою очередь, способно дестабилизировать ситуацию, особенно если вести речь о странах африканского континента. Вместе с тем экологические вопросы должны рассматриваться применительно к каждой конкретной ситуации с учетом ее специфики. 

Важно также не допускать незаконной эксплуатации природных ресурсов стран Африки, в том числе внешними игроками, использующими неблагоприятную социально-экономическую обстановку для давления на правительства в целях получения собственной выгоды. Устойчивое управление природными ресурсами, включая лес, воду и почвы, и оказание соответствующей практической помощи уязвимым странам не позволит экологическим вопросам переходить в плоскость социальной напряженности.

Мы не отрицаем определенную связь вопросов развития, климата и прав человека с рисками для мира и безопасности в отдельных странах. Однако мы выступаем против их автоматической тесной увязки и позиционирования указанных проблем в качестве неких универсальных факторов конфликтов. Убеждены, что действия международного сообщества на данном направлении не должны основываться на произвольно выбранном сочетании неких «индикаторов» возможных кризисов, что неминуемо открыло бы возможности для злоупотреблений. Предотвращение и урегулирование кризисов, а также миростроительство не должны становиться ширмой для внешнего вмешательства, в том числе с целью свержения законных правительств или оказания давления на них. 

Но вот что, несомненно, является фактором, усугубляющим уже и без того хрупкие ситуации, - это односторонние принудительные меры и незаконные санкции, вводимые в обход СБ ООН. Мы, и не только мы, говорим об этом постоянно, но некоторые наши партнеры предпочитают либо игнорировать это, либо преуменьшать очевидный вред этих незаконных мер. Мы здесь абсолютно согласны с Генеральным секретарем ООН, который призывает к отмене односторонних санкций, в том числе в резолюциях ГС и СБ.  

Г-н Председатель, 

Государства несут главную ответственность за ответ на вызовы безопасности на своих территориях. Роль ООН и международного сообщества должна заключаться в том, чтобы оказывать им адресную поддержку в соответствии с их  национальными приоритетами. 

Мы всецело разделяем настрой Генсекретаря ООН А.Гутерреша на укрепление сотрудничества ООН с Афросоюзом. Вызовы, стоящие перед Африканским континентом, диктуют необходимость объединять усилия и использовать сравнительные преимущества обеих организаций. Считаем важным активнее задействовать потенциал регионалов по разрешению конфликтов на континенте с учетом того, что они лучше знают ситуацию в зоне своей ответственности. 

Благодарю за внимание.