Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

О первом докладе Группы ОЗХО по расследованию и идентификации по химинцидентам в Аль-Латамне (САР)

8 апреля с.г. руководство Технического секретариата (ТС) Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) распространило первый доклад так называемой «Группы по расследованию и идентификации» по химинцидентам в н.п. Аль-Латамна (Сирия) 24, 25 и 30 марта 2017 г.

Вновь заявляем о неправомерности решений об учреждении при ОЗХО ГРИ и её финансировании из регулярного бюджета Организации. Такие решения принимались в нарушение Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). Деятельность этой квазипрокурорской структуры, в составе сотрудников которой доминируют представители стран Запада, вторгается в сферу исключительных полномочий Совета Безопасности ООН и нацелена на решение одиозных политических задач по дискредитации законно избранных властей Сирии. Россия не намерена сотрудничать с ГРИ или финансировать её деятельность.

Ярким свидетельством предвзятого характера доклада ГРИ стал тот факт, что за сутки до его официальной публикации в британской газете «Гардиан»  появилась статья о том, что в этом документе ОЗХО виновным в проведении химических атак определено правительство Сирии. Возникает закономерный вопрос: как и на каком основании западные СМИ получили доступ к этой закрытой информации до того, как она стала доступна государствам-членам ОЗХО? Хотелось бы получить разъяснения на этот счёт от руководства Технического секретариата ОЗХО.

Доклад ГРИ будет самым тщательным образом изучен в России на экспертном уровне. На это потребуется время. Однако уже сейчас можно констатировать, что разницы с порочными принципами работы Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия в Сирии (МУФС) и бывшего Совместного ОЗХО-ООН механизма расследований (СМР) не наблюдается. В  ГРИ они остались теми же:

- материалы и свидетельства собираются дистанционным путем в основном от оппозиционных правительству Сирии групп;

- сведения официального Дамаска о химпреступлениях оппозиции игнорируются;

- расследования проводятся с грубыми нарушениями положений КЗХО, без соблюдения ключевого принципа последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств (т.н. «chain of custody»), который, среди прочего, требует их сбора исключительно специалистами ОЗХО непосредственно на месте происшествия;

- отсутствуют должные критерии отбора свидетелей и оценки приемлемости их показаний.

Несостоятельные доклады МУФС и СМР по химинцидентам в той же Аль-Латамне, а также в расположенных в прилегающих районах Хан-Шейхуне, Саракибе и других населённых пунктах являются бесспорным подтверждением всех этих нарушений.

Для наглядности предлагаем ознакомиться с соответствующими материалами, подготовленными специалистами Министерства обороны Российской Федерации. 

Применительно к расследованиям МУФС по Аль-Латамне дополнительно обращаем внимание на следующие обстоятельства.

В докладе МУФС по инциденту 30 марта 2017 г. открыто говорится, что «большинство источников составляли новостные СМИ, блоги и веб-сайты различных НПО». Имеются принципиальные нестыковки в результатах анализа экологических и биомедицинских проб. Следы зарина присутствуют везде («грунт из-под металлического предмета, сам большой металлический предмет, другие фрагменты»), но нет никакого свидетельства его присутствия в биомедицинских пробах.

В докладе по инциденту 25 марта 2017 г. о возможном применении хлора указывается, что назначенными лабораториями в пробах, отобранных в помещениях больницы, был обнаружен набор хлорорганических соединений. Однако большинство из них относится к антисептикам и сопутствующим химпродуктам, то есть присутствие их в этих пробах вполне объяснимо с точки зрения проводимых на регулярной основе в подобных медицинских учреждениях дезинфекционных мероприятий.

Применительно к инцидентам 24 и 30 марта 2017 г., где, по мнению МУФС, был применён зарин, воронка, образовавшаяся вследствие взрыва, по своей форме не соответствует воронке, возникающей от взрыва авиационного химического боеприпаса, и подозрительно напоминает специально заранее подготовленную воронку якобы от взрыва так называемой «химической авиационной бомбы», сымитированного «Белыми касками» в Хан-Шейхуне 10 дней спустя.

Обращает на себя внимание также, что, несмотря на разные метео-, географические, баллистические и прочие условия, результаты анализа проб из Аль-Латамны и Хан-Шейхуна практически идентичны.

Совершенно очевидно, что деятельность ГРИ, как и МУФС, нацелена на выполнение политического заказа узкой группы государств. Это отчётливо видно на примере сфальсифицированного доклада по химпровокации «Белых касок» в Думе 7 апреля 2018 г., которая послужила предлогом для нанесения США, Великобританией и Францией ракетного удара по территории суверенного государства в нарушение Устава ООН и основополагающих принципов международного права.

ГРИ даже не скрывает стоящей перед ней задачи: данная структура предназначена для содействия не только руководящим органам ОЗХО, но и «судам и трибуналам национального, регионального или международного уровня», включая пресловутый так называемый Международный беспристрастный и независимый механизм по расследованию преступлений в Сирии. Это является ещё одним грубейшим нарушением положений КЗХО и по сути ведёт к переформатированию ОЗХО в инструмент политического давления со стороны США и их союзников на неугодные им правительства.

В итоге с сожалением констатируем, что репутация ОЗХО как авторитетного экспертного органа в области химразоружения фактически принесена в жертву геополитическим амбициям этой группы стран  на Ближнем Востоке.