Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на неформальной встрече СБ ООН «по формуле Арриа» по рискам политизации деятельности ОЗХО

Уважаемые коллеги,

Рады приветствовать вас на встрече членов Совета Безопасности ООН по «формуле Арриа», посвященной рискам политизации работы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Членам Совета Безопасности об этой проблеме должно быть хорошо известно. По настоянию западных стран мы вынуждены чуть ли не каждый месяц выслушивать ничем не подкрепленные обвинения в адрес Дамаска по тематике «химического досье» на заседаниях по выполнению резолюции СБ 2118, они же из политических соображений не дают оптимизировать график проведения этих заседаний. При этом стоит нам заговорить о настоящей проблеме – беспардонных попытках Коллективного Запада использовать Техсекретариат ОЗХО в собственных узкокорыстных интересах, как нам пытаются либо заткнуть рот, либо обвинить в политизации организации нас самих. Вот сегодня мы как раз и предлагаем спокойно и объективно поговорить и разобраться, кто на самом деле «мутит воду».

У нас на это есть чёткий ответ. Мы наблюдаем, как в последние годы в антисирийском и антироссийском ключе политизируется практически любое упоминание ОЗХО. Отчетливо пропагандистский характер приобрела традиционная резолюция Генассамблеи о выполнении Конвенции по запрещению химоружия. Утрачен консенсус по имеющей важный символический характер резолюции о сотрудничестве между ООН и ОЗХО, содержание которой уже давно выходит за рамки этой темы. Дошло до того, что любые дебаты по проблематике химоружия превращаются в политические дебаты, не имеющие никакого отношения к выполнению ОЗХО своих уставных задач.

От этой тенденции в первую очередь страдает сама Организация. Мы давно обращали внимание на сбои в ее работе, обнажившиеся с началом политизации сирийского «химического досье», несмотря на то, что Дамаск давно уничтожил свой химарсенал и продолжает исправно взаимодействовать с Техсекретариатом. Сегодня мы пригласили в качестве докладчика господина Али Асгара Солтание, президента Венского международного института по изучению Ближнего Востока. Господин Солтание имеет колоссальный опыт в сфере разоружения, занимал пост постоянного представителя Ирана при ООН и международных организациях в Вене. В 2013 г. он был приглашен сирийским правительством в качестве советника для оказания содействия по вопросам присоединения Дамаска к Конвенции о запрещении химического оружия. Признательны г-ну Солтание за готовность поделиться сегодня своим опытом и поистине экспертными оценками деятельности ОЗХО на сирийском направлении.

Проблемы на нем накапливались годами, обретая все более и более серьезный характер. Их подробное перечисление сегодня заняло бы немало времени. Однако игнорировать очевидные нарушения, препятствующие нормальной работе ОЗХО, было бы попросту преступно. В этой связи хотели бы высоко оценить деятельность еще одного докладчика сегодня, г-на Аарона Матэ, журналиста портала “Grayzone”, который продемонстрировал настоящий пример независимой журналистики, доводя до широкой общественности вопиющие случаи подтасовок результатов расследований Миссии по устновлению фактов в Сирии (МУФС) в отношении инцидента в сирийском городе Дума в 2018 году, нашедших отражение в соотвутствующем докладе этой структуры.

Надеемся, что государства-члены в полной мере оценят чрезвычайную серьезность обсуждаемой сегодня темы. Ведь речь идет не о домыслах каких-то отдельных лиц, а об официальном докладе ОЗХО о проделанной ей работе, который был всецело поддержан гендиректором Организации. Призываем задуматься над этим и представить, что было бы, если бы постановочный инцидент, как тот, что имел место в Думе, произошел на территории другого государства, а ОЗХО вместо выполнения в строгом соответствии с мандатом своих функций независимой международной организации была бы вынуждена под давлением извне продвигать выгодную кому-то картину событий, годами игнорируя неизбежно возникающие при этом нестыковки.

Сегодня г-н Матэ готов представить независимые оценки последнего доклада т.н. Группы по расследованию и идентификации (ГРИ), посвященного этому же инциденту.

Рассчитываем, что сегодня государства-члены смогут предметно обсудить подобную совершенно недопустимую ситуацию, определить потенциальные варианты ее исправления и обменяться мнениями о том, какие практические меры позволят предотвратить политизацию ОЗХО, а также других международных организаций.

 

Заключительное слово:

Сегодняшняя встреча была созвана нами с целью обсуждения крайне опасных последствий политизации работы ОЗХО и поиска путей решения очевидно нездоровой ситуации, сложившейся в Организации. Сожалеем, что вместо этого ряд делегаций решил вновь свести дискуссию к обвинениям в адрес России, а также Сирии. Мы сталкиваемся с этим на заседаниях СБ ООН, в Генассамблее. Зашкаливающей политизацией отличалась и 102-я сессия Исполнительного совета ОЗХО, состоявшаяся 14-17 марта в Гааге. Хотели бы обратить в этой связи внимание на банальный факт – выдвигаемые нами и другими странами вопросы к деятельности Организации просто требуют внятных ответов. Обвинения в пропаганде и попытках очернить ОЗХО ими не являются. Вообще, как известно, лучшая оборона – это нападение. Как только мы пытаемся привлечь внимание к неприглядным фактам деятельности Технического секретариата ОЗХО, тут же слышим обвинения в том, что это кампания по пропаганде и дезинформации. Скажите, есть ли у некоторых из вас аргументы посущественнее?

Мы сожалеем, что из-за политики ТС ОЗХО при поддержке западных стран, вся Организация выглядит скомпрометированной. При этом мы уверены, что в ОЗХО работает много честных и профессиональных специалистов, и мы уверены, что таких большинство. К сожалению, их репутация оказалась коллективно связанной с целенаправленной политикой руководства Техсекретариата и, по сути, с подрывом КЗХО. Чего же все мы хотим от Техсекретариата? Всего лишь добросовестного выполнения положений КЗХО, которым он не следует – ни больше ни меньше.

Сегодня, конечно же, не обошлось без упоминания инцидента в Солсбери и инцидента с А.Навальным. Считаем крайне показательным, что и в отношении упомянутых инцидентов применялась абсолютно такая же тактика, как и в отношении сирийского химического файла.

Напомню, что Россия была первой заинтересована в сотрудничестве с британской стороной для выяснения всех обстоятельств произошедшего в Солсбери. Однако вместо того, чтобы провести объективное расследование, Лондон предпочел сразу выступить с обвинениями в адрес нашей страны. Причем, по сути, признавая отсутствие каких-либо доказательств – все мы помним формулировку «highly likely», от которой, кстати, нынешние «reasonable grounds to believe», используемые Техсекретариатом ОЗХО в отношении инцидента в Думе, по сути отличаются мало. Более того, Великобритания не ответила по существу на многочисленные вопросы, поставленные российской стороной в связи с произошедшим. Недавно мы как раз распространили в качестве официального документа СБ и ГА ООН обстоятельный доклад под названием «Солсбери: пять лет без ответов на вопросы», подготовленный Посольством России в Великобритании. Это 80-страничный документ и я понимаю, что не у всех из вас есть время и возможность с ним подробно ознакомиться, а у некоторых просто нет желания. Мы сделаем выжимку из этого доклада и опубликуем вопросы, которые мы задавали британской стороне, ни на один из которых мы так и не получили ответа. Вопросы же эти очень занимательны. Я думаю, вам будет интересно их почитать. То же самое сделаем и в отношении инцидента с А.Навальным.

Благодарю Вас за участие в этом мероприятии. Я думаю, что оно было полезным. Уверяю, что мы не оставим в покое ни Технический секретариат ОЗХО, ни вас, пока инцидент в Думе наконец не получит объективной оценки.

Благодарю Вас.