Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Г-н Председатель,

Приветствуем участие в этой сессии Генерального секретаря ООН. Хотел бы отдельно поприветствовать Министра Зарифа, который присоединился к нам сегодня. Также хотел поприветствовать Госсекретаря Помпео, но он уже покинул нас. Понимаю, что у него очень плотный график, тем не менее, очень жаль, что он не нашел возможности выслушать других членов Совета Безопасности –хотя бы некоторых из них. Однако еще большее сожаление вызывает то, что в его выступлении не прозвучали (по крайней мере я этого не слышал) слова «диалог» и «сотрудничество».

Г-н Председатель,

Благодарим г-жу ДиКарло за представление доклада Генерального секретаря (S/2020/531) по реализации резолюции 2231 СБ ООН. Также приветствуем вклад в осуществление этой резолюции, сделанный Постоянным представителем Бельгии в качестве Координатора. Высоко ценим его усилия по поддержанию единства членов СБ и согласованию в этих целях консенсусного доклада Координатора, даже несмотря не то, что он не был одобрен.

Г-н Председатель,

К нашему глубокому сожалению, мир, который уважал многосторонность и в котором веками поддерживался принцип «Pacta sunt servanda» (лат. «договоры должны соблюдаться»), столкнулся с серьезным риском. Реализуемая США политика односторонних шагов в равной степени пренебрегает здравым смыслом и мнениями других государств. С неутихающим беспокойством наблюдаем за мерами «максимального давления» в отношении Ирана, которые следовало бы назвать мерами «максимального удушения». На Иран целенаправленно давят со всех сторон. Цель – осуществить «смену режима» или же создать ситуацию, в которой Иран буквально не сможет дышать. Это сродни тому, чтобы надавить кому-то на шею коленом.

Ответственность за текущий кризис лежит на США. Два года назад они приступили к намеренному подрыву тщательно сбалансированного и откалиброванного соглашения 2015 г., обе части которого – как резолюция СБ 2231, так и СВПД – представляли собой неделимое пакетное решение. Несмотря на то, что резолюции СБ, как часть международного права, должны выполняться всеми государствами-членами, США официально сняли с себя обязательства по резолюции 2231 и СВПД, после чего, закрыв за собой дверь,  взялись за одностороннее давление путем ввода новых и ужесточения существующих национальных санкций против Ирана, которые идут вразрез с целями как СВПД, так и резолюции 2231. Такие действия уничтожают любые стимулы, побуждающие Тегеран выполнять условия этих документов. Тем не менее, Иран продолжил выполнять обязательства по СВПД. А США, к тому же будучи главным нарушителем, угрожает другим странам односторонними санкциями за приверженность резолюции 2231, которая, в свою очередь, носит не рекомендательный, а обязательный характер для всех государств-членов.

Г-н Председатель,

Путь к СВПД был очень непростым. Каждый был вынужден пойти на уступки, чтобы достичь тщательно выверенной сделки. В первую очередь на такие уступки пришлось пойти самому Ирану. Весь мир приветствовал это уникальное достижение и систему сдержек и противовесов, в рамках которой временное оружейное эмбарго (рестрикции) в отношении Ирана было лишь одним из элементов. Оно вводилось при четком и недвусмысленном понимании, что срок его действия истечет 18 октября 2020 г. при условии, что Иран будет соблюдать свои обязательства по СВПД. И Иран придерживался этих обязательств, несмотря на два года продолжающихся угроз и санцкций со стороны США.

Однако сегодня мы наблюдаем, как США аппелируют к авторитету Совета Безопасности с призывом проявить «единство взглядов» и принять новую резолюцию об оружейном эмбарго в отношении Ирана. Мы дали детальное пояснение своей позиции по этому вопросу в письме Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, адресованном Председателю Совета Безопасности, от 27 мая 2020 г, которое было распространено среди членов Совета. Мы не можем допустить попытку «благословить» разработанную США политику «максимального давления» в Совете Безопасности ООН и таким образом придать ей легитимность. У нас есть специальный мандат, и на нас лежит особая ответственность защищать законные интересы государств и поддерживать международный мир и безопасность.

Смысл представленного США проекта резолюции заключается в том, чтобы всеми доступными средствами создать вокруг Ирана полномасштабную блокаду. Очевидно, что конечная цель – вызвать враждебность Ирана и подтолкнуть его к радикальным ответным мерам, что станет поводом для новых санкций. Раскручивание этой спирали приведет к неконтролируемой эскалации, нестабильности в регионе и долгосрочным последствиям для международного мира и безопасности. Неужели это и есть то «лекарство» для разрешения текущего кризиса, которое мы так ищем?

Делать Иран «козлом отпущения» за все, что происходит в регионе, на первый взгляд – самый простой подход. Однако чрезмерное упрощение, а также простые, но сомнительные и спорные выводы, к которым мы все, к сожалению, уже привыкли, не станет волшебным средством для решения всех проблем региона. Кроме того, этот упрощенный подход не приближает нас к нахождению решений. Напротив, он лишь усугубляет проблемы.

Хотели бы подчеркнуть, что нет ни юридических, ни других оснований поднимать в Совете Безопасности вопрос оружейного эмбарго. Подлежащие согласованию процедуры передачи вооружений из/в Иран задумывались как временная мера, и их продление на период после 18 октября 2020 г. никогда не подразумевалось и не обсуждалось. Учитывая это, было бы как минимум наивно предполагать, что существует возможность вовлечь СБ в этот вопрос.

Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук обвинил Россию и Китай в том, что мы идем по пути антиутопии в том, что касается наших позиций по Ирану. Я не знаю, что подтолкнуло его к таким заявлениям и что конкретно он имел в виду. Возможно, он только что познакомился с творчеством Джорджа Оруэлла, Рэя Бредбери или Олдоса Хаксли, или же русских писателей, работающих в жанре антиутопии, каких у нас, к слову, немало.  Но если принимать его слова как данность, я должен сказать, что Россия, в частности, выбрала путь антиутопии потому, что путь США иначе как утопией назвать нельзя. Мы с самого первого дня говорили, что проект резолюции по оружейному эмбарго в отношении Ирана утопичен. Он не сработает. Это не основа для переговоров. 

На протяжении этих двух лет США тщетно пытались доказать нам, что Иран якобы нарушает обязательства по СВПД. В действительности же все шаги, что предпринимались Ираном, должны были лишь продемонстрировать, насколько Иран был разочарован провокационными действиями США. Но даже эти шаги, строго говоря, не нарушали СВПД. 

В этой связи хотели бы выразить глубокое разочарование 9-м докладом Генсекретаря по реализации резолюции 2231. Он явно не соответствует высоким стандартам беспристрастности, соблюдение которых ожидается от таких документов. Секретариат никогда не наделялся мандатом, который бы ставил задачи по «расследованию», в т.ч. «по приглашению» отдельных государств. Совет Безопасности держали в неведении относительно такой деятельности, предоставив лишь готовые оценки. У группы, которая занималась этими расследованиями, нет ни карательных, ни  обвинительных функций, однако сегодня мы слышим от наших коллег по Совету заявления в духе «практически наверняка» и «с высокой вероятностью» («highly likely»), как будто речь идет не о предположениях, а об установленных фактах. С сожалением отмечаем, что из-за таких любительских проверок доклад страдает от хронической нехватки доказательств. Итоговые «оценки» о вовлеченности Ирана в деятельность, которая нарушает резолюцию СБ ООН 2231, являются безосновательными и ангажированными. Прискорбно, что в сложившейся турбулентной обстановке этот документ скорее подогревает напряженность, чем умеряет ее.

Г-н Председатель,

При рассмотрении вопроса, который вынесен на обсуждение сегодня, нельзя забывать о более широкой картине. Сегодня мы становимся свидетелями растущей эскалации в Персидском заливе, подрывающей как мир и безопасность в регионе, так и международные усилия по урегулированию конфликтов в нем. Считаем, что этому существует эффективная альтернатива. Ей должно стать всестороннее стратегическое решение, которое поможет укрепить доверие, принесет стабильность, прозрачность и предсказуемость среди региональных игроков.  Конечная цель – создать действительно инклюзивную архитектуру безопасности, которая будет учитывать законные интересы всех стран региона. В этом отношении полезными были бы региональные меры по укреплению доверия. Российская концепция архитектуры безопасности для Персидского залива с международными гарантиями остается актуальной. Россия также готова поддержать подобные инициативы при работе с нашими региональными партнерами и всеми заинтересованными сторонами.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы подчеркнуть, что Россия сохраняет полную приверженность безусловному выполнению своих обязательств по резолюции СБ ООН 2231 и СВПД. Призываем все государства-члены предпринять все возможные усилия для того, чтобы сохранить СВПД.  Со своей стороны продолжим стимулировать диалог, направленный на поиск компромиссов, в центре которого находится баланс интересов. Такие меры могут быть приняты на всех уровнях политических контактов. Россия, вместе с другими ответственными членами международного сообщества, не пожалеет сил, чтобы вернуть сложившуюся ситуацию под контроль.

Благодарю Вас.