Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по Украине
Г-н Председатель,
Мы приняли к сведению информацию, предоставленную Розмари Дикарло и Ильзе Брандс Керис. Выслушали также очередные измышления от известной пропагандистки, бывшего советника Министра обороны Украины, Александры Дрик.
Сегодняшнее заседание, созванное по запросу США и Албании, имеет все шансы стать новой вехой в дезинформационной кампании, развязанной Украиной и ее западными спонсорами против нашей страны. Тактика Запада, ведущего на Украине гибридную войну против России до последнего украинца, нам понятна – любым способом очернить Российскую Федерацию и проводимую нами специальную военную операцию. Грязные методы западных пропагандистов нам тоже хорошо знакомы – достаточно вспомнить очевидные постановки или провокации в Буче, Краматорске, Кременчуге, Мариуполе, опровергаемые все новыми свидетельствами, которые на Западе всеми силами стараются утаить от внимания широкой публики. Теперь нам вменяется в вину некие жестокие«фильтрационные мероприятия», которые мы якобы осуществляем в отношении украинских граждан. Я бы хотел спросить нашу американскую коллегу, она, правда, уже покинула заседание, но, я думаю, ей передадут мой вопрос: сюжет какого фильма ужасов она сегодня нам пересказывала? Мы такого фильма не видели. Это фильм, подготовленный украинским «министерством пропаганды»? Когда он в таком случае выйдет на экраны?
По поводу так называемой «фильтрации». Прежде всего, не очень понятно, о чем вообще идет речь, поскольку сам термин «фильтрация» не имеет четкого определения в международном гуманитарном праве. Если речь идет о выявлении среди желающих выехать в Россию украинских граждан боевиков нацбатов или солдат ВСУ, причастных к преступлениям против мирного населения, то это нормальная практика для любой армии мира.
Лучше других про «фильтрационные мероприятия» могут рассказать как раз американские коллеги, запросившие это заседание. Взять хотя бы начатую предыдущей администрацией программу высылки в Мексику десятков тысяч вынужденных переселенцев, подавших прошение о предоставлении им убежища в США. Мигранты содержались в нечеловеческих условиях, лишенные права на юридическое представительство их интересов, а также на справедливое судебное разбирательство. При этом американские власти зачастую разделяли семьи, направляя детей и родителей в разные центры содержания. Зафиксировано более 2,5 тысяч таких случаев.
Много лет незаконно содержатся в заключении без суда и следствия узники тюрьмы Гуантанамо – пожалуй, самого темного пятна на изрядно испачканной правочеловеческой репутации США. До сих пор никто не понес ответственности и за применение пыток и жестокое обращение с заключенными в секретных тюрьмах ЦРУ, которые в 2000-е годы действовали в том числе и в европейских странах. Хотел бы еще раз спросить свою американскую коллегу или коллег из делегации США, так, в порядке любопытства: США допускали правозащитные организации системы ООН? Посещали ли представители, например УВКПЧ, узников в тюрьме Гуантанамо?
На этом фоне особенно циничны попытки инициаторов дискуссии под «правозащитным соусом» заставить несведущую публику поверить в существование жутких лагерей, где пытают мирных украинских граждан, обманом или принуждением заставляя их уехать в Россию. У тех, кто продвигает подобные инсинуации, попросту нелады с фактами или здравым смыслом. Против этого и элементарная статистика, причем международная. Российская Федерация, как известно, – крупнейшая страна-реципиент украинских беженцев. Всего в Россию из Украины, ДНР и ЛНР прибыли более 3 миллионов 700 тысяч человек, из которых – 600 тысяч детей. Если вычесть из этого числа обладающих российскими паспортами граждан ДНР и ЛНР, то численность граждан Украины, выехавших в Россию, составляет, по оценкам Управления ООН по делам беженцев, свыше 2 млн 400 тысяч человек. И эти люди содержатся не в тюрьмах, таких как, например, Гуантанамо, а живут свободно и добровольно в России. Никто не запрещает им перемещаться или уезжать из страны. Это подтвердила сегодня даже представитель УВКПЧ.
Вы всерьез думаете, что такое количество людей можно привезти насильно и заставить молчать? Многие из них пишут о своих впечатлениях и оценках в соцсетях, дают интервью, высказывают слова благодарности нашей стране. Из их публикаций понятно, что люди бегут из Украины из страха за свою жизнь, спасаясь от преступного режима, который не давал им эвакуироваться и использовал их в качестве «живого щита».
На территории 85 субъектов Российской Федерации действует свыше одной тысячи пятисот пунктов временного размещения общей вместимостью более 95 тысяч человек. Для доставки беженцев к местам временного проживания выделяется железнодорожный транспорт. Для этого задействовано 38 железнодорожных составов. Функционирует телефонная «горячая линия», обрабатывающая ежедневно свыше 250 обращений граждан. Беженцам и переселенцам оказывается финансовая, юридическая, психологическая и медицинская помощь.
Особое внимание уделяем судьбе детей. Им предоставляются все возможности для продолжения учебы в школе. К сожалению, далеко не все дети в Донецкой и Луганской народных республиках с праздничным настроением пошли в школы 1 сентября. Из-за ежедневных обстрелов городов ДНР и ЛНР со стороны ВСУ в ряде школ по решению властей пока действует режим дистанционного обучения.
К вопросу о приватности детей, о которой говорила сегодня г-жа Брандс Керис. Нас поражает то, что, рассуждая об этом, ооновские чиновники уже который раз пытаются не замечать тот факт, что украинский сайт «Миротворец» публикует личные данные не только взрослых, но и несовершеннолетних, угрожая им расправой. Мы уже информировали ООН, в частности ЮНИСЕФ, о том, что в базе данных этого экстремистского ресурса более 340 детей, включая тринадцатилетнюю луганчанку Фаину Савенкову, с которой представитель ЮНИСЕФ пока так и не встретился, несмотря на дававшиеся им заверения и обещания.
Естественно, на границе с Россией вынужденные переселенцы проходят регистрацию, после чего нуждающимся помогают добраться до стационарных пунктов временного размещения. Обращаем внимание тех, кто пытается подменять понятия: прибывающие в Россию украинцы и жители ДНР и ЛНР проходят процедуру регистрации, а не «фильтрации». Насколько мы можем судить, схожие процедуры применяются в Польше и других странах Евросоюза в отношении украинских беженцев, но об этом они пусть расскажут сами.
Уважаемые коллеги,
Насколько далеко от реальности ушли наши западные коллеги в своих фантазиях о насильственном вывозе украинцев на территорию России видно по ситуации на земле.
Даже западные СМИ не могут игнорировать тот факт, что огромное число украинских граждан стремится правдами или неправдами попасть из Украины на освобожденные Россией территории. Длинная очередь выстроилась на контрольно-пропускном пункте в Запорожье, через который ежедневно до 700 человек возвращаются домой, узнав от друзей и близких объективную информацию о мирной жизни в их родных городах и селах. В этом, в частности, могли убедиться эксперты МАГАТЭ, которые по пути на Запорожскую АЭС прошли эту очередь и имели возможность поговорить с простыми людьми. Это наглядный показатель того, что очень многие украинцы уже сейчас предпочитают жить с Россией, не веря коррумпированному и преступному киевскому режиму.
Если уж говорить о насильственных действиях против мирного населения, то на ум приходят как раз усилия киевских властей. С начала августа Украина проводит так называемую «обязательную эвакуацию» населения из остающихся под ее контролем районов ДНР и ряда областей страны. Людей лишают не только права выбора направления эвакуации, но зачастую и самой возможности остаться на родных местах, даже если им ничего не угрожает. Тех, которые все-таки решают не уезжать, пугают неотвратимым наказанием за сотрудничество с российской стороной. Извращенные нормы украинского законодательства о так называемом «коллаборационизме» позволяют привлечь к ответственности даже за получение продуктов питания от российских властей или, например, за решение учителя продолжить преподавать в школе в освобожденном районе. Не хотят ли западные и ооновские защитники прав человека обратить внимание на эти так называемые «законы военного времени» и то, как они применяются киевским режимом?
Кроме того, вне вашего поля зрения остаются теракты киевских диверсантов в отношении представителей местных властей освобожденных территорий – людей, которые обеспечивают жизнедеятельность городов и работу коммунальных служб на благо гражданского населения. На днях взорвали автомобиль с руководителем администрации Бердянска Артемом Бардиным. 24 августа убит глава временной гражданской администрации населенного пункта Михайловка Запорожской области Иван Сушко. В момент взрыва в машине погибшего была и его дочь, которую он вез в детский сад, она по счастливой случайности выжила.
Именно так, видимо, Киев представляет себе партизанскую войну, которую нам обещали с самого начала СВО. Однако с учётом реальных настроений жителей освобожденных территорий иного выхода, кроме как прибегать к тактике убийств и запугивания, у режима Зеленского просто не остается.
Наконец, утверждения наших бывших западных партнеров о жестких фильтрационных процедурах, которым якобы подвергаются украинцы по пути в Россию, разбиваются вдребезги на примере свободных перемещений украинских агентов, причастных к убийству молодого российского журналиста Дарьи Дугиной. Напомню здесь вкратце основные факты.
Разыскиваемая по обвинению в этом подлом убийстве и террористическом акте гражданка Украины Наталья Вовк (Шабан) практически за месяц до совершения преступления – 23 июля –совершенно спокойно въехала со своей двенадцатилетней дочерью Софией Шабан на территорию России на своем автомобиле. Как видно из опубликованных кадров видеосъемки, на границе ее продержали несколько минут. Где же были те самые фильтрационные мероприятия и допросы, которые Россия якобы проводит в отношении всех въезжающих в нашу страну украинцев?
В Москве Наталья Вовк спокойно разъезжала на своем автомобиле, сняла городскую квартиру и гараж, а 20 августа организовала теракт, жертвой которого стала Дарья Дугина. После совершения этого подлого преступления украинка вместе с дочерью тут же направилась на границу с Эстонией и спокойно пересекла ее опять-таки без каких-либо фильтрационных процедур. Аналогично из Эстонии в Россию и обратно без проблем перемещался сообщник террористки, гражданин Украины Богдан Цыганенко.
Хочу задать нашим западным коллегам вопрос: как украинские преступники могли дважды спокойно пересечь российскую границу, если наше так называемое «полицейское государство», как многие из вас утверждают, возвело для украинских граждан сеть фильтрационных лагерей? И как стыкуется массовое добровольное перемещение украинцев в Россию с обвинениями в их насильственной депортации? Не кажется ли вам, господа, что вы попросту в очередной раз заврались?
Достойно сожаления, что в кампанию по очернению нашей страны включились и претендующие на объективность правозащитные организации. В одном таком недавно опубликованном докладе, который сегодня широко цитировался, содержатся необоснованные обвинения в наш адрес. Легенда о «массовых фильтрационных мероприятиях» базируется на опросах нескольких десятков человек, многие из которых вообще не выезжали в Россию, а другие подтвердили, что сделали это добровольно. А чего же авторы при огромном числе украинских беженцев ограничились этими разрозненными и выборочными показаниями, а не поинтересовались у сотен тысяч, которые бежали от конфликта в Россию, как им жилось эти месяцы и годы под обстрелами ВСУ и какие процедуры они проходили при пересечении границы? Насколько в принципе могут быть беспристрастны правозащитники, работающие только с одной из сторон конфликта, которая, помимо прочего, установила тотальную цензуру на своей территории? Упоминание сегодня доклада Human Rights Watch не может и не должно никого вводить в заблуждение. Мы прекрасно видели, что происходило с Amnesty International, которую «заклевали» за попытку показать реальную, а не выдуманную картину использования ВСУ гражданских объектов в военных целях. Получается, что правда нашим западным коллегам не нужна, даже от правозащитников. Им нужно от них лишь то, что обеляет прогнивший режим Зеленского и бросает тень на Россию.
Г-н Председатель,
Мы не против обсуждать происходящее на Украине. В ходе специальной военной операции вскрывается настолько много фактов преступной деятельности Киева и его западных сподвижников, что можно обсуждать их хоть каждый день. Но мы за то, чтобы говорить о реальных, а не выдуманных проблемах. И раз уж мы сегодня потеряли время, обсуждая очередные домыслы и фантазии, то предлагаем завтра обсудить настоящие угрозы международному миру и безопасности, порожденные поставками иностранными государствами вооружений и продукции военного назначения на Украину. В качестве докладчиков мы хотели бы видеть заместителя Генсекретаря по вопросам разоружения Изуми Накамицу, а также представителей гражданского общества. Мы немедленно направим соответствующий запрос французскому председательству.
Благодарю Вас.