Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г.В.Кузьмина на встрече членов СБ по «формуле Арриа» по ситуации в Мьянме

Г-жа Председатель,

В связи с тем, делегация Мьянмы не присутствует на этом заседании, но распространила вчера среди членов СБ ООН свое письмо на имя председателя Совета с подробным изложением своей позиции по теме сегодняшнего мероприятия, мы хотели бы попросить Вас зачитать данное письмо для присутствующих, либо изложить его основные элементы.

Что касается нашей позиции, то Россия последовательно отстаивает императив неконфронтационного и деполитизированного подхода к обсуждению положения дел в Мьянме и поиску путей комплексного урегулирования проблемы беженцев-мусульман из Ракхайнской национальной области (РНО).

Существующие в мьянманских провинциях Качин, Шан и Аракан проблемы являются прямым следствием недальновидной и бесчеловечной колониальной политики Британской империи.

Серьезность намерений правительства Мьянмы по решению имеющихся проблем в правочеловеческой сфере подтверждают такие инициативы, как создание объединенного комитета по внесению поправок в конституцию страны, комитета по предотвращению грубых нарушений в отношении детей в вооруженных конфликтах, принятие национальной программы по обеспечению достойной работы на 2018–2022 гг.

Поддерживаем шаги Мьянмы по налаживанию сотрудничества с УВКБ и ПРООН, продвижению содержательного диалога со спецпредставителем Генсекретаря ООН К.Шранер-Бургенер, которая посещает Мьянму на регулярной основе. Приветствуем подключение АСЕАН к усилиям, направленным на нормализацию гуманитарной обстановки в РНО и создание условий для возвращения перемещенных лиц.

Не отрицаем важности привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав человека в РНО. Вместе с тем на фоне усилий по налаживанию репатриации беженцев, предпринимаемых Мьянмой и Бангладеш в двустороннем формате, считаем неоправданным и контрпродуктивным непропорционально возросшее в последнее время давление на Нейпьидо по правочеловеческой тематике, политически мотивированный ажиотаж вокруг этой серьезной проблемы.

В этой связи приветствуем последовательные шаги Нейпьидо по расследованию преступлений в Ракхайне. Необходимо дать возможность спокойно поработать действующей с июля 2018 г. Независимой комиссии по расследованию во главе с бывшей заммининдел Филиппин Р.Манало, которая занимается кропотливым анализом фактов и доказательств в соответствии с общепринятыми международными стандартами. На сегодня комиссия провела уже 10 заседаний, 17-22 августа ее представители посетили Кокс-Базар для сбора показаний среди беженцев. В вооруженных силах Мьянмы с марта также функционирует соответствующий следственный механизм – трибунал по сбору и проверке фактов в РНО.

В принципиальном плане исходим из того, что привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, должно осуществляться, прежде всего, национальными юрисдикциями в соответствии с внутренним уголовным законодательством. Большое значение имеют межгосударственные каналы правовой помощи по уголовным делам.

Постоянный и независимый механизм для сбора, обобщения, хранения и анализа доказательств наиболее серьезных международных преступлений и нарушений международного права, совершенных в Мьянме с 2011 года (учрежден резолюцией 39/2 Совета по правам человека от 27 сентября 2018 года), не может рассматриваться в качестве подходящего и в целом допустимого инструмента для продвижения целей уголовного правосудия. Данный квазиследственный механизм действует в нарушение принципа суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела, ведь, насколько известно, Мьянма не давала согласия на осуществление его деятельности.

Да и в целом легитимность этого инструмента вызывает большие вопросы. Сомневаемся, что СПЧ обладает соответствующей компетенцией для создания органов подобного типа. В любом случае материалы, собранные такими «структурами», не могут рассматриваться в качестве доказательств в уголовно-процессуальном смысле и приниматься судебными и правоохранительными органами. Такие материалы также не могут служить основанием, обеспечивающим автоматическое наличие у международных судов и трибуналов юрисдикции для принятия ситуации к рассмотрению. В этом смысле «механизм» Совета по правам человека по Мьянме имеет те же недостатки, что и созданный в нарушение мандата ГА ООН «механизм» по Сирии.

В данном контексте отмечаем политизированный и ангажированный характер доклада международной комиссии по установлению фактов в Мьянме «Экономические интересы мьянманских военных». 

Благодарю за внимание.