Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе видеоконференции членов СБ ООН по "формуле Аррриа" по теме посредничества
Г-н Председатель,
Хотели бы поблагодарить докладчиков за выступления, в которых они поделились взглядами на то, как можно повысить эффективность посредничества, а также рассказали об опыте, полученном непосредственно «на земле».
Не сомневаемся, что посредничество является одним из ключевых и наиболее экономичных способов мирного разрешения конфликтов и предотвращения их эскалации или возобновления. У ООН есть возможность играть центральную роль в международных посреднических усилиях, которые должны предприниматься в строгом соответствии с Уставом Организации, при соблюдении его основных принципов.
Также важно обеспечить координацию посреднических усилий на международном уровне, в частности между ООН, региональными и субрегиональными организациями, при этом необходимо учитывать их конкурентные преимущества и разумное разделение труда. Глава VIII Устава ООН призывает государства-члены ставить в приоритет урегулирование локальных разногласий с помощью региональных структур и соглашений, прежде чем передавать их на рассмотрение в Совет Безопасности. Некоторые региональные организации, в особенности Африканский Союз, накопили огромный опыт в сфере посредничества, и ООН может смело опираться на него.
Эффективность посредничества всецело зависит от готовности сторон к мирному процессу и их желания прийти к взаимоприемлемым развязкам. Крайне важно позволить сторонам выработать собственные решения, избегая менторства и воздерживаясь от излишнего давления на политические процессы. Решения, которые не были выработаны самими сторонами, едва ли могут оказаться устойчивыми.
Посредники должны сохранять нейтральность и беспристрастность по отношению к сторонам конфликта, а также оставаться равноудаленными на протяжении всего процесса. Их деятельность требует серьезных профессиональных навыков, понимания страновой специфики, обширных знаний в области исторических, культурных и иных особенностей конфликтов. В этой связи подчеркиваем, что выбор ооновских посредников должен основываться на объективных критериях и быть географически сбалансированным.
Согласно своему мандату, Совет Безопасности должен играть центральную роль в мирном урегулировании разногласий, среди прочего – через поощрение «добрых услуг» в посредничестве. В целом Совет содействует посредническим усилиям Генерального секретаря, в т.ч. поддерживая выдвигаемые им кандидатуры на посты специальных представителей и посланников. Не стоит и говорить, что действия посредников всегда должны быть прозрачными, а сами они должны быть полностью подотчетны Совету Безопасности.
Однако иногда лишь тонкая грань разделяет посреднические усилия, превентивную дипломатию и давление на политические процессы. В Совете Безопасности зачастую звучат предложения, которые больше походят на предложения вмешательства во внутренние дела государств и их конституционные процедуры. Мы также становились свидетелями попыток оказать поддержку одной из сторон конфликта, монополизировать посреднические усилия или преследовать определенные геополитические интересы. Такие действия вряд ли можно считать посредничеством. С намного большей вероятностью они лишь усугубят конфликт и подорвут веру в международное сообщество.
Чрезмерная увлеченность повсеместным использованием санкционных механизмов также вызывает серьезную обеспокоенность. В большом числе случаев введение дополнительных санкций контрпродуктивно, особенно когда это ведет к тому, что стороны начинают противостоять посредничеству. Например, эффективность таких действий на африканском континенте крайне низка. Зачастую они лишь приводят к еще большей поляризации сторон.
Россия всегда поддерживала мирное урегулирование разногласий посредством прямого диалога. Глобальный опыт в области предотвращения и разрешения конфликтов четко показал, что преуспеть может только беспристрастное посредничество, цель которого – обеспечить примирение и вывести стороны на взаимоприемлемые развязки.
Благодарю Вас.