Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи в ходе пленарного заседания «Информационная безопасность: проблемы и решения» IX Московской конференции по международной безопасности (MCIS 2021) по теме «Международная информационная безопасность: взгляд из Нью-Йорка»

Уважаемые коллеги,

Я хотел бы начать с поздравлений в адрес Минобороны России – организатора IX Московской конференции по международной безопасности. Это мероприятие заслуженно пользуется репутацией одного из крупнейших и наиболее авторитетных многосторонних форумов по тематике безопасности. Год от года она собирает на своей площадке представителей государств, военных, дипломатов, известных научных деятелей, представителей гражданского общества. Я сам был личным участником конференции, когда еще работал в Москве, а теперь мне выпала честь сегодня говорить перед вами из Нью-Йорка. Такой многогранный диалог, конечно, очень полезен, он позволяет нам рассмотреть комплексную и весьма непростую для анализа тематику международной безопасности с разных ракурсов, поискать новую аналитическую «призму». В конечном итоге все это, безусловно, способствует выработке политических и дипломатических решений.

Как я уже сказал, мне выпала честь открыть сегодняшнее пленарное заседание по тематике обеспечения международной информационной безопасности (МИБ). Я, наверное, выскажу общее впечатление, что эта тема буквально на наших глазах, за считанные годы, из узкотехнологической превратилась в одно из магистральных направлений международной дипломатии. Мы в полной мере ощущаем это здесь на площадке ООН.

Причин, на мой взгляд, две.

Прежде всего, стремительный технологический прогресс, который привел к тому, что буквально все сферы нашей жизни стали зависеть от цифровых технологий. Искусственный интеллект, системы связи, электронная медицина, госуслуги, «интернет вещей», криптовалюты – этот список перспективных технологий прирастает чуть ли ни каждый день. Мир бесповоротно стал цифровым.

Могу сказать, что тематика «цифровизации» - сейчас одна из самых популярных в ООН, прежде всего в Генассамблее, интерес к ней просто колоссальный. Мы фиксируем с каждым годом все больше инициатив, в том числе резолюций, по этой теме. Безусловно, все государства, прежде всего развивающиеся, заинтересованы получить как можно более широкий доступ к достижениям «цифры», которые дают новые возможности для развития экономики и повышения благосостояния населения.

Но у прогресса есть и обратная сторона. Это резкий рост уязвимости пользователей, социума и государства перед лицом угроз в киберпространстве. Оно становится ареной для информационного противоборства, разного рода манипуляций, недобросовестной конкуренции. Некоторые страны пытаются с позиции силы навязать свои «правила игры» в информационной сфере. К сожалению, бездоказательные обвинения в организации кибератак становятся очень удобным предлогом для политического давления на суверенные государства для нагнетания напряженности. Одновременно цифровую сферу активно «осваивают» террористы и преступники, которые охотно пользуются «зазорами» в позициях государств.

С точки зрения геополитики прогресс в сфере ИКТ создает принципиально новую конфигурацию «баланса сил» на мировой арене. Традиционная военно-политическая конкуренция, конечно, никуда не делась. И мы прекрасно видим желание ряда государств наращивать свои наступательные кибервооружения, «затачивать» под их использование доктринальную базу. Однако применительно к киберпотенциалу появился новый «великий уравнитель» – это риски. Это своего рода парадокс, которого просто не было в рамках традиционной военной парадигмы: чем выше уровень развития технологических возможностей – тем более уязвимым становится их обладатель. Этот фактор вынуждены учитывать все игроки на международной арене – и крупные, и малые.

Риски и вызовы безопасности в цифровой сфере, которые растут буквально по экспоненте, – это вторая причина, из-за которой вопросам МИБ сейчас, на наш взгляд, уделяется такое высокое внимание. Но мы как дипломаты видим в этом, прежде всего, уникальную возможность для налаживания сотрудничества государств в этой области, где все взаимозависимы и уязвимы. Несмотря на разногласия сторон, зачастую весьма серьезные, для этого – по крайней мере, как видится из Нью-Йорка – есть неплохие шансы.

По нашим наблюдениям, даже сама атмосфера на профильных переговорных площадках по МИБ в ООН отличается от других треков. На последних, на других треках, позиции складывались на протяжении десятилетий, всем более-менее понятно, чего ожидать от партнеров. Переговоры же по МИБ – это очень динамичная «материя», стороны с готовностью вовлекаются в обсуждение, пытаются «нащупать» какие-то точки соприкосновения. Эффективная многосторонняя дипломатия по МИБ в ООН, дополняющая двустороннее взаимодействие государств по этой теме, – прекрасный пример того, как надо решать эти вопросы в целях снижения взаимного недоверия и снятия озабоченностей, на контрасте с печально известной «мегафонной дипломатией», к которой иногда, к сожалению, прибегают некоторые наши партнеры.

Россия не просто вносит вклад в переговорный процесс по МИБ в ООН, она вносит большой конструктивный вклад. Мы стали родоначальниками этой дискуссии еще в 1998 году, и я могу с гордостью сказать, что с тех пор уже больше 20 лет мы держим здесь российский флаг на всех «стратегических высотах».

С 1998 г. Генассамблея ООН ежегодно принимает по нашей инициативе профильную резолюцию «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Тематика МИБ – неизменный элемент повестки дня ежегодной сессии Первого комитета ГА. С подачи России на протяжении полутора десятилетий в ООН созывались группы правительственных экспертов по МИБ, которые впервые детально изучали эту тематику.

В 2019 г. по нашей инициативе и при поддержке единомышленников был запущен первый открытый для участия всех государств-членов ООН переговорный механизм по МИБ – Рабочая группа открытого состава (РГОС). Это стало очень серьезной вехой. Впервые доступ к обсуждению вопросов безопасности в цифровой сфере получило «ооновское большинство». Наша логика здесь очень простая – мы за равноправный и взаимоуважительный диалог. Если перед лицом киберугроз все равны, то и обсуждаться они должны не узким кругом технологически развитых государств, а, что называется, «всем миром». Не должно быть никакого навязывания со стороны тех, кто считает себя более «продвинутым».

Хочу подчеркнуть, что первая РГОС завершила свою работу принятием консенсусного доклада. Это показательный результат, он означает, что все 193 государства-члена ООН могут договариваться по вопросам МИБ, причем за довольно короткий по дипломатическим меркам промежуток времени – в течение двух лет. Еще какие-то пять лет назад нам говорили, что такое попросту невозможно из-за «разброса мнений». Но факты говорят сами за себя.

В прошлом году взят еще один важный рубеж – формат РГОС окончательно закрепился в ООН и была, опять же по инициативе России, создана новая такая группа, которая будет работать пять лет и обсуждать весь спектр вопросов МИБ с особым акцентом на меры борьбы с угрозами в этой сфере, прежде всего, правила ответственного поведения государств в ней. Впервые их свод, свод этих правил, был зафиксирован в 2018 г., когда большинство государств-членов ООН, как я уже говорил, одобрило соответствующую резолюцию Генассамблеи по МИБ. Эта резолюция тоже была предложена Россией.

На треке противодействия киберпреступности в ООН у России также инициативная роль. Мы выступаем за выработку международной конвенции ООН по противодействию использования ИКТ в преступных целях, которая учитывала бы интересы всех без исключения стран и основывалась бы на принципах невмешательства в их внутренние дела. В 2019 г. Россия выступила с инициативой создания под эгидой ООН специального комитета для подготовки проекта такой конвенции. Тут тоже уже есть определенный прогресс: в мае этого года с нашей подачи при полной поддержке государств-членов ООН была принята еще одна резолюция, позволяющая запустить субстантивную работу над такой конвенцией. В соответствии с этой резолюцией этот документ должен быть готов к 2023 году.

Как сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе заседания Совета Безопасности Российской Федерации 26 марта с.г., российские подходы к формированию глобального режима обеспечения МИБ остаются открытыми, прозрачными и неизменными. Мы считаем важным, чтобы были заключены универсальные международно-правовые договоренности, нацеленные на предотвращение конфликтов в цифровой сфере и налаживание взаимовыгодного партнерства. На пути к этой цели необходимо общими усилиями разработать и согласовать универсальные, справедливые и всеобъемлющие правила поведения государств в информпространстве, четко разграничить допустимые и недопустимые действия в нем, и придать этим правилам юридически обязывающий характер, чтобы они неукоснительно соблюдались всеми государствами.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: при наличии политической воли договориться по теме МИБ можно и нужно. Причем нельзя с этим затягивать. Это отвечало бы интересам всех без исключения государств. На наш взгляд, это начинают осознавать и наши западные партнеры. Показательны в этом смысле итоге недавнего российско-американского саммита, когда были достигнуты договоренности о возобновлении диалога по теме МИБ между Россией и США.

Пока, конечно, загадывать рано, но я надеюсь, что если на двустороннем треке будет позитивная динамика, то она придаст новый импульс многосторонним переговорам по МИБ и здесь, в ООН. Мы всегда за то, чтобы договариваться и налаживать нормальный дипломатический диалог. И в этом смысле наши двери открыты для всех партнеров – и на Востоке, и на Западе.

Благодарю за внимание.