Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на видеоконференции членов СБ ООН по ситуации в Косово

Прежде чем я начну свое выступление, хотел бы вновь констатировать неуважение к Совету Безопасности ООН и его решениям со стороны приглашенных в личном качестве косово-албанских представителей. 

Как Вы только что сказали, мы вынуждены были прерваться, чтобы обсудить данную ситуацию, в том числе в свете того, что Российская Федерация и большинство других членов СБ не признают косовской независимости, и демонстрация флага этого непризнанного образования для них недопустима.

В итоге было признано возможным продолжить нашу встречу исключительно при том понимании, что видеоконференции Совета являются неформальной временной формой наших встреч, на которые правило процедуры Совета в полной мере не распространяются. Соответственно, какой бы фон ни выбрала себе г-жа Гервалло, чей-то флаг или фотографию Эйфелевой башни, это не имеет никакого значения, не создает прецедентов на будущее. 

Г-н Председатель, 

Благодарны Спецпредставителю Генсекретаря Захиру Танину за брифинг о ситуации в Косово. Приветствуем участие Министра иностранных дел Сербии Николы Селаковича. Согласны с Вашими, 
г-н Министр, оценками и озабоченностями по положению дел в крае. 

Российская позиция по косовскому урегулированию принципиальна и неизменна. Разрешение этой проблемы возможно только в рамках международного права, прежде всего резолюции 1244 СБ ООН. 

Вызывает сожаление отсутствие прогресса в диалоге между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза, полномочия на посредничество которому были переданы решением ГА ООН. Основной причиной является неконструктивная позиция Приштины. Хотя с момента подписания Брюссельских договоренностей прошло более 12 лет, косовоалбанцы так и не осознали бесперспективность выдвижения искусственных ультиматумов и игнорирования взятых на себя обязательств. Ключевое из них – создание Сообщества сербских муниципалитетов Косово. Более того, в последнее время из уст косовоалбанских лидеров звучат заявления о возможности проведения референдума об объединении Косово с Албанией, ультиматумы в адрес Белграда признать косовскую независимость и выплатить некие «репарации». Диалог под эгидой Брюсселя косовары объявили не относящимся к числу приоритетных задач. 

Призываем Евросоюз придерживаться принципа беспристрастности. Недопустимо навязывание извне каких-либо временных рамок или готовых рецептов, оказание давления исключительно на Белград, неоднократно доказавший свою договороспособность в отличие от Приштины, неспособной к серьезному диалогу без мощного внешнего стимулирования. В этой связи выступаем также против принятия Косово в состав международных организаций.

Г-н Председатель, 

Отсутствие прогресса в диалоге Белград-Приштина для нас неудивительно, так как внутриполитическое положение в Косово –нескончаемая череда кризисов. Последний тому пример – проведение так называемых парламентских выборов и многочисленные нарушения в ходе их подготовки. Косовские власти отстранили под надуманными предлогами многих просербских кандидатов, включая двух уже избранных «депутатов». Между тем в «парламенте» оказались сразу 14 «депутатов» с непогашенной судимостью. Лишь с третьей попытки «депутаты» движения «Самоопределение» и только при активном содействии дипломатов из «неравнодушных» стран смогли выбрать себе «президента». О каком «торжестве демократии», как это подают некоторые наши коллеги, вообще может идти речь?

В позитивном ключе отмечаем работу гаагского спецсуда по расследованию военных преступлений, торговли органами, преступлений против человечности, совершенных  деятелями  бывшей «Освободительной армии Косово». Полагаем, что все виновные должны понести заслуженное наказание, невзирая на участившиеся попытки косовоалбанцев дискредитировать деятельность суда, дабы вывести из-под удара своих лидеров. 

В самом крае сохраняется множество хронических проблем, главные из которых – всепроникающие коррупция и оргпреступность. Видимо, в том числе и поэтому до сих пор не понесли ответственность косовоалбанские полицейские, причастные к избиению и задержанию 28 мая 2019 г., находившихся на службе сотрудников МООНК, в том числе российского гражданина М.А.Краснощекова. Ни в коем случае нельзя игнорировать это дерзкое нападение – это может негативным образом сказаться на безопасности миротворцев во всех регионах мира. Необходимо довести расследование до конца. 

Незрелость политической системы приводит к отсутствию прогресса в реализации насущных реформ в крае. Дотационная экономика подорвана пандемией коронавируса. Сверхвысоким является уровень безработицы среди молодежи. Кроме того, Косово все больше превращается в рассадник воинствующего исламизма, распространяющий пагубное влияние на соседние территории. Это наглядно продемонстрировал теракт в Вене в ноябре 2020 г. 

Нельзя не заметить, что национал-радикализм ведет к неуклонному росту числа нападений на косовских сербов и других неалбанцев, а также на школы и другие социальные объекты. Краевые правоохранительные структуры смотрят на это сквозь пальцы. По-прежнему остро стоит вопрос обеспечения гарантий сохранения в крае сербского религиозного и культурного наследия. В этом контексте хотели бы напомнить, что ответственность за поддержание мира и безопасности в крае лежит на Силах для Косово (KFOR) и Миссии Евросоюза в области верховенства закона (EULEX). 

Давно и безнадежно застопорился процесс возвращения беженцев и ВПЛ в места изначального проживания. Приштинские власти не предпринимают никаких усилий для налаживания хоть какого-то доверия между населяющими край национальными общинами. Крайне неудовлетворительна ситуация с возвратом законным владельцам узурпированных косовоалбанцами объектов сербской недвижимости в крае. 

Обратили на себя внимание озвученные так называемым косовским «Минобороны» планы по созданию «военной базы» «Сил безопасности Косово» (СБК) в муниципалитете Южная Митровица. Закрепление таким образом СБК в примыкающей к северной части Косово ведет к вытеснению неалбанского населения из края, является нарушением резолюции 1244 и создает новые угрозы для мира и безопасности на Балканах. Кроме того, такие действия подрывают дейтонские механизмы регионального контроля над вооружениями, утвержденные резолюцией 1031 СБ ООН. 

Еще одной причиной для беспокойства считаем новость о задействовании подразделений СБК и расположенной в Косово военной базы «Бондстил» в учениях НАТО «Defender Europe 2021». Подключение к маневрам НАТО персонала СБК де-факто в качестве «военнослужащих» будет способствовать легитимизации самостийной косовской «армии». Интересно, что если на словах альянс осудил в 2018 г. принятие краевым «парламентом» пакета законов о трансформации СБК, то на практике НАТО все больше вовлекается в подготовку краевых «силовиков». 

Г-н Председатель,

В этих неблагоприятных условиях весьма востребованной остается деятельность Миссии ООН в Косово. Поддерживаем сохранение на прежнем уровне бюджетно-кадрового потенциала МООНК, а также согласованную периодичность и формат открытых брифингов в СБ по косовской проблематике. Кроме того, рассчитываем на отражение всех стоящих перед краем вызовов в следующем докладе Генсекретаря. Обстановка там остается неспокойной и требует постоянного внимания международного сообщества. 

Благодарю за внимание.