Выступление представителя Российской Федерации И.В.Кузьмина на пленарном заседании ГА ООН по обзору ежегодных докладов Комиссии по миростроительству о ее работе в ходе 12-й сессии и Генерального секретаря о Фонде миростроительства за 2018 г.
Г-жа Председатель,
Благодарим за проведение сегодняшнего мероприятия. Признательны действующему и бывшему председателям Комиссии по миростроительству послу Колумбии Гильермо Фернандесу де Сото и послу Румынии Йону Джинге за содержательные брифинги и энергичные усилия при руководстве работой Комиссии.
Миростроительное содействие ООН остается одним из наиболее действенных инструментов в арсенале Организации для оказания государствам помощи в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления.
Важную роль в этих усилиях уже второе десятилетие играет Комиссия по миростроительству (КМС), являясь одновременно межправительственным консультативным органом и связующей площадкой, где участники могут ознакомиться с мнением широкого круга заинтересованных сторон по актуальным вопросам.
Показателем эффективности работы Комиссии и ее потенциала служит заинтересованность самих государств оказаться на ее повестке. Не случайно в дополнение к страновым конфигурациям по Бурунди, Либерии, Гвинее-Бисау, ЦАР и Сьерра-Лионе, задействовать платформу Комиссии запрашивают и другие страны, нуждающиеся в миростроительном содействии со стороны международного сообщества. Продолжает развиваться и практика обсуждения региональных сюжетов с согласия всех государств соответствующего региона.
При этом в центре работы Комиссии, а также всевозможных процессов построения и сохранения мира неизменно лежит принцип национальной ответственности государств, когда правительства, принимая во внимание потребности общества, определяют и реализуют приоритеты и стратегии миростроительства.
Как показывает практика, международное содействие в области миростроительства наиболее эффективно тогда, когда оно оказывается при полном уважении суверенитета принимающей стороны и в соответствии с ее приоритетами.
Мы поддерживаем деятельность КМС по повышению эффективности международного содействия постконфликтным странам со стороны ООН. При этом крайне важно, чтобы КМС действовала строго в рамках отведенного ей мандата и не стремилась подменять собой другие органы.
Многочисленные программы оказания содействия государствам в области миростроительства и сохранения мира требуют как должной координации усилий, так и соответствующего разделения труда. Только коллективными целенаправленными действиями, не создающими «конфликта компетенций», возможно добиться искомого результата.
В данном контексте, говоря о теоретической взаимосвязи прав человека, развития, мира и безопасности, необходимо понимать, что само по себе развитие не может гарантировать мир, а мирная жизнь не обязательно гарантирует развитие.
Поэтому важно не только учитывать взаимосвязь, но и четко понимать разницу в задачах этих процессов, а также то, какой именно орган или структура ООН несут ответственность за продвижение каждого из этих направлений.
Видим у КМС потенциал для качественного повышения уровня предоставляемых Совету Безопасности ООН по его запросу консультативных услуг по находящимся на повестке обоих органов страновым сюжетам. Принятое в декабре 2018 г. Заявление председателя Совета Безопасности ООН по данному вопросу стало дополнительным тому подтверждением.
Убеждены, что ценность Комиссии в том, что она может транслировать Совету миростроительные нужды государства, принимающего миротворческие миссии ООН. Комплексный подход, сочетающий анализ приоритетов принимающего правительства, мнения и чаяния гражданского общества, оценки представителей системы ООН и других национальных и международных игроков, были бы весьма полезным дополнением к докладам Генсекретаря ООН. Это особенно востребовано на переходном этапе работы миротворческих операций.
Именно добавленная стоимость и уместность рекомендаций КМС имеют решающее значение для их возможного учета в работе Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС.
С момента принятия последних идентичных резолюций по обзору миростроительной архитектуры прошло три года, а в стенах ООН не утихают дискуссии о дальнейшем совершенствования деятельности ООН по оказанию содействия государствам в области миростроительства и сохранения мира. Существенный вклад в эти обсуждения внес и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш, представив свой тематический доклад в 2018 г. В принятых в прошлом году идентичных резолюциях ГА 72/276 и СБ 2413 государства подтвердили намерение продолжить изучение содержащихся в нем предложений.
Мы также с интересом ожидаем очередного доклада Генсекретаря, развивающего его рекомендации, в т.ч. по вопросам финансирования миростроительной деятельности ООН.
В этом вопросе важная роль отводится Фонду миростроительства, зарекомендовавшего себя как надежный инструмент срочного и адресного финансирования. Об этом говорит и отмеченное в ежегодном докладе Генсекретаря ООН общее улучшение результатов программ ФМС, повышение эффективности реализации его базовых проектов. Важно, что многие из них направлены на поддержку национального примирения, стимулирование политического диалога, реализацию проектов в социальной сфере, укрепление государственных институтов.
Считаем важным повышение координации и взаимодополняемости действий КМС и ФМС, что будет способствовать преодолению фрагментарности миростроительного содействия, позволит избежать дублирования усилий и придаст деятельности самого Фонда более прозрачный характер. Любая международная поддержка по линии ФМС должна оказываться в полном соответствии со стратегиями и приоритетами определенными на национальном уровне.
Важно не забывать о том, что в конечном счете основная цель содействия ООН в области миростроительства и сохранения мира – помогать государствам наращивать собственный потенциал, чтобы в дальнейшем они могли обходиться без международного содействия и иметь возможность самим помогать тем, кто в этом нуждается.
Благодарю за внимание.