Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление начальника Управления международного сотрудничества МВД России П.В.Попова на тематических дебатах высокого уровня «Роль региональных организаций в укреплении и осуществлении инициатив по предупреждению преступности и мер в области уголовного правосудия»

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые дамы и господа!

Прежде всего, позвольте поприветствовать участников форума и выразить уверенность, что сегодня нам удастся внести свой вклад в определение роли региональных организаций и реализацию ими задач в дополнение к уже принимаемым в ООН усилиям по укреплению мер предупреждения преступности и в сфере уголовного правосудия.

Учитывая возросшее в последние годы значение региональных организаций и накопленный ими опыт на антикриминальном треке, результаты наших дебатов могут также стать полезными для Четырнадцатого Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, который пройдет в 2020 году в Японии.

Вместе с тем исходим из того, что антикриминальная деятельность региональных и других международных организаций и форматов не должна подменять собой роль ООН.

  Российская Федерация последовательно выступает за ключевую роль ООН в координации антикриминальных действий государств-членов, региональных организаций и объединений в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего с транснациональной организованной преступностью и терроризмом.

Отмечаем значимость Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности – основополагающего универсального документа в сфере борьбы с международным криминалом. Приветствуем создание механизма по ее обзору и обеспечение его полноценного запуска в 2020 году на 10-й сессии Конференции участников этой Конвенции.

В настоящее время особую актуальность приобретает тематика противодействия киберпреступности. Количество таких преступлений, в том числе имеющих транснациональный характер, неуклонно растет.

Ситуация осложняется из-за отсутствия полноценной, и, что наиболее важно, универсальной международно-правовой базы. В настоящее время у мирового сообщества, к сожалению, нет единого подхода к решению данной задачи. Считаем, что региональных инициатив в данной области недостаточно.

Россия, как и многие другие страны, видит решение в разработке под эгидой ООН универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью, которая учитывала бы современные реалии, а также принципы суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.

При этом полагаем, что особую роль в повышении эффективности противодействия криминальным угрозам играют региональные организации за счет более гибкого и быстрого реагирования на изменение криминальной ситуации, определения направлений и приоритетов дальнейшей работы.

Взаимодействие с нашими партнерами в рамках Содружества Независимых Государств носит плановый и системный характер.

Базовым документом по определению основных направлений нашего сотрудничества является утвержденная в сентябре
прошлого (2018) года Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы.

Подводя итоги реализации аналогичной программы на 2014-2018 годы, можно констатировать, что она позволила существенно укрепить договорно-правовую базу сотрудничества; сократить уровень преступности, в том числе трансграничной; повысить эффективность согласованных действий подразделений по обеспечению общественного порядка и результативность розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

Действующая программа (на 2019-2023 годы) является более конкретной, включающей в себя мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков, торговле людьми и незаконной миграции, а также преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий.

В качестве основной и безальтернативной площадки для решения особенно острых и концептуальных вопросов правоохранительной деятельности на пространстве СНГ успешно зарекомендовала себя практика проведения заседаний Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ, очередное из которых состоялось в период с 30 мая по 1 июня 2019 года в Ташкенте.

Особую обеспокоенность правоохранительных органов Российской Федерации вызывают проявления повышенной активности международных экстремистских и террористических организаций.

В целях борьбы с этими явлениями активно участвуем в работе Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), предназначенной для содействия, координации и взаимодействия компетентных органов государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.     

На площадке РАТС ШОС российской стороной совместно с зарубежными партнерами разработана Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, которая была подписана в 2017 году. Этот документ создает правовую основу сотрудничества в данной сфере и открыт для подписания другими странами, не являющими членами ШОС.

Выступаем за расширение сотрудничества со всеми заинтересованными региональными организациями и структурами с целью формирования глобальной системы противодействия транснациональной преступности. В Центральноазиатском регионе для борьбы с преступностью активно используем возможности Организации Договора о коллективной безопасности. В настоящее время эта организация нацелена на решение практических вопросов борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения международной информационной  безопасности, углубления и объединения усилий в устранении всемирной проблемы незаконного производства и распространения наркотиков. Хорошо известна региональная антинаркотическая операция «Канал», проводимая в формате ОДКБ и объединяющая в рамках ее проведения помимо участвующих государств широкий круг организаций и объединений: УНП ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ЦАРИКЦ и другие. Во многом благодаря совместной работе правоохранительных органов государств, входящих в ОДКБ, а также прилегающих к ним государств, заметно снизилась активность наркоторговцев на так называемом «северном маршруте».          

Российская Федерация принимает активное участие в работе такой региональной организации, как Совет Европы, в том числе в сфере  предупреждения преступности, а также разработки новых международно-правовых инструментов в данной области.

Подчеркиваем роль организаций и форумов по вопросам полицейско-таможенного и приграничного сотрудничества, действующих в различных регионах: Балтийского моря (Группа личных представителей глав правительств стран-участниц Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с организованной преступностью), Черного моря (Рабочая группа по борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах), в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАНАПОЛ). Налаживаем взаимодействие с такими региональными форматами, как АМЕРИПОЛ и АФРИПОЛ.

Можно было бы назвать еще целый ряд полезных профессиональных региональных форумов и организаций, с которыми ведет сотрудничество Российская Федерация в области противодействия преступности, но с учетом регламента позвольте завершить мой доклад.

В заключение хотел бы отметить, что без инициативных и решительных действий по объединению и развитию совместных усилий на региональном уровне задачу борьбы с транснациональной преступностью не решить.

Со своей стороны намерены и дальше активно действовать в целях консолидации антикриминальных усилий.

Благодарю за внимание.