Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина информационным агентствам «ТАСС» и «РИА Новости»








Вопрос: Сообщается, что Малайзия внесла на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о создании международного трибунала в связи с крушением малайзийского «Боинга» на Украине в июле 2014 года. Получили ли Вы этот документ?


Ответ: Официально в СБ ООН проект резолюции пока не вносился. Но на днях у меня состоялась встреча с постпредами Малайзии и Нидерландов, на которой нам передали проекты резолюции и статута международного трибунала.


Вопрос: Как Вы оцениваете эту инициативу – допустима она или нет?


Ответ: Скажу честно. Хотя я заранее слышал о такой идее, но был искренне удивлен «замахом» ее авторов, который, как мне представляется, далеко выходит за грани разумного. В принятой сразу же после крушения «Боинга» резолюции 2166 действительно содержится требование «привлечь к ответственности лиц, виновных в этом инциденте», но решать эту задачу надо прагматично и эффективно с учетом имеющегося положительного и негативного опыта. Нагромождение структур лишь помешает делу.

Напомню, что, хотя гражданские самолеты погибали и ранее, никогда международных трибуналов не создавалось, а порой и вообще не проводилось судебных разбирательств. Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое «дело Локерби»), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме. Тогда суд состоялся по шотландскому законодательству в Нидерландах.

В качестве аргумента авторы идеи ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократезированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий.

Авторы нынешней идеи подводят крушение малайзийского «Боинга» под определение «угроза международному миру и безопасности» (отсюда выводят ссылку на Главу VII Устава ООН). Но, как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 и вводить его «задним числом» некорректно.

В складывающейся ситуации есть еще и такой парадокс. В резолюции 2166 подчеркивается необходимость проведения «полного, тщательного и независимого международного расследования» при решающей роли Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это положение было включено туда по нашему настоянию. На практике же заинтересованные стороны уклонились от выполнения этого ключевого положения. «Техническое» расследование взяли на себя Нидерланды. Иногда приходится слышать утверждения, что в нем участвуют и российские эксперты. Это, мягко говоря, преувеличение. Наших экспертов лишь время от времени информировали о ходе дела. А уголовное расследование вообще строго засекречено между заинтересованными странами. Так вот, уклонившись от международного характера расследования, теперь почему-то ставят вопрос о международном трибунале. Где же здесь логика? Кроме того, статут трибунала сформулирован так, что он смог бы заниматься не только историей с «Боингом», но и вообще чем угодно, что как бы то ни было могло быть связано с ней. К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, от чего задача определить виновных в инциденте только пострадает.


Вопрос: Планирует ли российская сторона вносить поправки в полученные проекты?


Ответ: Я лично не вижу никакой перспективы у этих документов. Их надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство.