Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского Службе новостей ООН, 29 мая 2019 года

Российская Федерация играет достаточно важную роль в миротворчестве. Это важнейшее направление нашей внешнеполитической деятельности. 25 ноября 2018 года исполнилось 45 лет с момента начала активного участия нашей страны в миротворческих операциях. Тогда в Миссии по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке участвовали 36 наших офицеров, но потом это число значительно расширилось и достигло пика в 1990-е годы, когда 900 наших миротворцев участвовали в Миссии ООН в бывшей Югославии. На пике их число составляло около 1340 человек.

Сейчас немного другая ситуация – помимо миротворчества мы активно занимаемся полицейскими миссиями и подготовкой миротворцев. Это очень важная часть наших усилий. У нас есть свои центры подготовки миротворцев, где мы готовим в том числе женщин и иностранцев. Наши усилия и наши преподаватели очень высоко ценятся, поэтому спрос на это дело растет. Недавно был подписан указ президента о том, что мы отправляем 30 миротворцев в ЦАР и 5 на Кипр. Сейчас идет активная практическая работа, чтобы это решение реализовать с учетом требований ООН, но в любом случае мы считаем, что наш вклад в миротворчество очень заметен и приветствуется везде.

Вопрос: Генеральный секретарь ООН сетует на недостаток финансовой и технической поддержки миротворческих операций. Каковы финансовые обязательства России? И насколько своевременно она их выполняет?

Ответ: К нам здесь претензий абсолютно нет, мы все делаем вовремя, все наши задачи выполняем. По состоянию на 29 мая Россия выплатила более 101 миллиона долларов США в миротворческие бюджеты. По итогам 2018 года, было выплачено почти 190 миллионов, задолженности у нас нет в отличии от других государств, поэтому, когда Генсек об этом говорит, он имеет в виду не нас.

Также мы активно помогаем логистически: предоставляется большое количество вертолетной техники. Тут сложно проводить какие-то денежные параллели, но тем не менее вклад весьма существен, и мы находимся в «отличниках» с точки зрения финансовой дисциплины и предоставления ресурсов для ООН.

Вопрос: Сегодня миротворцы работают во все более опасных условиях, и перед ними стоит все больше задач. Но при этом, когда миротворцы уходят из страны, есть опасность того, что конфликт может разгореться снова. Есть ли выход из этой ситуации?

Ответ: Здесь выход в плавном переходе от миротворчества к миростроительству. Есть специальные структуры, которые этим занимаются, Комиссия по миростроительству. Этот процесс должен быть плавным, фактически оцениваются задачи, оцениваются потребности страны, и она потихонечку переходит из режима «реанимации» в «общую палату». В этой «общей палате» ей уже назначаются менее сложные «лекарства», и в конце концов страна ставится на ноги. Из недавнего прошлого у нас имеется два успешных примера – Кот-д’Ивуар и Либерия. Сейчас этот опыт активно изучается на примере других стран, нам предстоит это сделать в перспективе со смешанной операцией АфроСоюза и ООН в Дарфуре, а также в Гаити.

Переход через стадию политической миссии, потом к миростроительному содействию и в общем-то потом к работе ооновской команды, которая в нормальном штатном режиме оценивает потребности страны и выделяет деньги на какие-то проекты с тем, чтобы те ситуации, которые привели к конфликтам, не повторились. Тут, конечно, у каждой страны своя специфика, и иногда внешнее воздействие существенно сказывается, но опыт у организации за последние годы накоплен суещственный, и мы всячески поддерживаем такие схемы перехода и работаем активно над тем, чтобы они были более эффективны и понятны для страны. Естественно, для нас ключевым моментом является воля, мнение и потребности самой государства при оказании такого рода содействия.

Вопрос: Генеральный секретарь часто говорит о том, что, конечно, важно разрешать конфликты, но необходимо в первую очередь их предотвращать. Каким Вам видится будущее миротворчества?

Ответ: Предотвращать конфликты, безусловно, нужно, но трудно предвидеть, что может действительно взорваться и какая политическая ситуация приведет к тем или иным негативным последствиям. Здесь очень тонкая грань, потому что превентивная дипломатия не должна приравниваться к вмешательству во внутренние дела того или иного государства, к навязыванию каких-то рецептов, каких-то схем. Соблюсти это очень сложно, мы зачастую призываем наших партнеров отойти от какой-то практики менторства, от того, чтобы навязывать какие-то «лекарства» стране, если страна считает, что она здорова и что можно перейти к другому виду «терапии».

Но, конечно, превентивная дипломатия важна, важно мониторить, важно собирать информацию, важно делать это в сотрудничестве с государствами, которые в этом заинтересованы. Превентивная дипломатия играет значимую роль в деятельности ООН, поэтому будущее, наверное, за ней. При успехе превентивной дипломатии можно будет сэкономить на миротворческих операциях и каких-то силовых воздействиях. Пока ситуацию эту сложно себе представить, дел еще очень много в этом плане.

 

https://news.un.org/ru/interview/2019/05/1356111