Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Интервью Постоянного представителя В.А.Небензи информагентству «ТАСС», 8 мая 2025 года

Вопрос: Какие мероприятия организует Постпредство России при ООН к 80-летию Великой Победы, и дипломаты каких стран в них примут участие?

Ответ: В юбилейный год Постпредством было запланировано широкое празднование этого священного для нашей страны праздника, объединяющего многие народы по всему миру. Поэтому для нас было важно достойно отметить 80-летие Великой Победы в Нью-Йорке, где находится штаб-квартира ООН, которая бы не появилась, если бы не подвиг наших отцов, дедов и прадедов. При этом важно было преодолеть сопротивление тех, кто ставит своей задачей исказить очевидные исторические факты и не допустить чествования истинных героев, спасших весь мир от «коричневой чумы».

К этой дате мы начали готовиться заблаговременно. В январе в штаб-квартире ООН была организована фотовыставка к 81-летию снятия блокады Ленинграда, 27 января мы приняли участие в торжественном заседании в день памяти жертв Холокоста и рассказали о роли Красной Армии в освобождении этого нацистского лагеря смерти.

По инициативе России была принята резолюция Генеральной Ассамблеи «Восьмидесятая годовщина окончания Второй мировой войны», в соответствии с которой 7 мая в зале Генеральной Ассамблеи состоялось торжественное заседание. Резолюция была одобрена единогласно, 54 государства-члена Организации из различных регионов мира вошли в ее соавторы. Хотя никто так и не решился поставить документ на голосование, обсуждение, разумеется, не обошлось без политических заявлений. Так, с предсказуемыми нападками на нашу страну от имени ряда западных государств выступила Польша. Но на решимость и настрой большей части стран-членов ООН это не повлияло. Принятая резолюция также предусматривает, что подобные заседания теперь будут автоматически проводиться каждые пять лет.

5 мая в зале Генассамблеи при содействии Постпредства выступил всемирно известный музыкальный коллектив «Хор Турецкого» и арт-группа SOPRANO. Несмотря на серьезные сложности во взаимодействии с американской стороной удалось достаточно оперативно оформить визы всему достаточно многочисленному коллективу. Концерт вызвал огромный интерес ооновского дипкорпуса, присутствовали представители Секретариата ООН, журналисты, ветераны. Накануне киевский режим и его спонсоры в попытке сорвать концерт оказывали серьезное давление на ооновские делегации с тем, чтобы они бойкотировали выступление российского коллектива, предприняли демарши перед Генсекретарем ООН. Но у них ничего не получилось.

9 мая, непосредственно в День Победы, мы планируем два мероприятия. Одно из них будет носить неформальный характер и мне не хотелось бы сегодня его афишировать, чтобы не облегчить задачу нашим недругам и недоброжелателям, которые, разумеется, попытаются ему воспрепятствовать. Расскажем о нем позже по итогам.

Вечером же в этот день в здании Постпредства пройдет Торжественный прием по случаю 80-летия Победы, на который по традиции будут приглашены соотечественники, иностранные дипломаты, сотрудники Секретариата ООН, а также аккредитованные при Всемирной организации представители российских и зарубежных СМИ. В ходе него будут продемонстрированы исторические фотографии корреспондентов ТАСС в рамках проекта «Их подвиг бессмертен», а также выставка репродукций художественных работ из Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Вопрос: Как изменилась динамика взаимодействия России и США после ноября 2024 года, учитывая сотрудничество по Сирии и позицию США в ООН по Украине? Какие еще темы, помимо Сирии, находятся в фокусе координации между РФ и США?

Ответ: Ни для кого не секрет, что за последние годы двусторонние отношения между Россией и США практически достигли дна, они долгое время находились в кризисе. Безусловно, за этот период накопилось множество проблем. Можно констатировать, что с приходом к власти администрации Д.Трампа появились признаки стремления нового американского руководства к восстановлению диалога по широкому спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня. Но работа по преодолению накопившихся противоречий фактически еще только начинается. Говорить о конкретных результатах пока рано.

В контексте украинского кризиса новая администрация США демонстрирует понимание сути конфликта, его коренных причин, декларирует заинтересованность в его долгосрочном и устойчивом урегулировании. Именно так появился предложенный США в феврале текущего года проект первой резолюции СБ ООН по украинскому кризису «Путь к миру», призывающей к установлению «прочного мира» и поддержанный Россией, Китаем и США. Однако это лишь первый шаг, который спровоцировал киевский режим и его спонсоров на лихорадочные усилия для того, чтобы любой ценой сорвать усилия новых американских властей. Мы это прекрасно видим и не питаем иллюзий по поводу договороспособности киевского режима и его европейских подельников, мы знаем их истинное лицо и истинную цену их слов и обещаний.

Что касается Сирии, то, как известно, Россия и США являются неформальными сокураторами сирийского «досье» в Совете Безопасности. В декабре мы совместно представили резолюцию Совета о продлении мандата Сил ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) между Сирией и Израилем на шесть месяцев, которая была принята единогласно. В марте по нашей совместной с американскими коллегами инициативе принято заявление Председателя СБ, в котором решительно осуждаются массовые убийства в Латакии и Тартусе и акцентируется необходимость скорейшего проведения прозрачного, независимого, беспристрастного и всеобъемлющего расследования в соответствии с международными стандартами для привлечения всех виновных к ответственности.

У нас с США схожие подходы в отношении политического процесса в Сирии, который должен быть ведом и осуществляться всеми без исключения сирийцами при поддержке ООН и на базе резолюции СБ ООН 2254. Мы последовательно выступаем за недопустимость маргинализации какой-либо этнической или конфессиональной общности в Сирии, будь то курды, алавиты, христиане или друзы, а также их исключения из будущих схем политической конфигурации в стране. Едины мы и во мнении о недопустимости укрепления экстремистских сил в стране, возрождения и активизации «спящих» террористических ячеек. При этом и мы, и американцы поддерживаем усилия действующих властей Сирии по стабилизации, укреплению государственных органов власти и продвижению инклюзивного национального диалога. Об этом мы, в частности, сказали министру иностранных дел Сирии А.Шайбани, с которым у нас состоялась встреча в Нью-Йорке в конце апреля.

Вопрос: США впервые не поддержали антироссийскую резолюцию, это оказалось неожиданным для многих. Обсуждался ли с американскими представителями накануне этот вопрос?

Ответ: Как я понимаю, Вы имеете в виду представленный Украиной и Европейским Союзом 24 февраля проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Продвижение всестороннего, справедливого и долгосрочного мира на Украине», принятый в ходе возобновленной 11-й чрезвычайной специальной сессии ГА 24 февраля.

Осознавая, что этот политизированный документ не только не способствует мирному урегулированию конфликта, но и, наоборот, лишь отдаляет реальные перспективы политического решения и углубляет раскол в Генеральной Ассамблее, американцы подготовили альтернативный документ, о чем оповестили нас за несколько часов до его распространения среди делегаций. Поскольку добиться снятия с голосования европейско-украинского «продукта», содержащего серьезные изъяны и являющегося откровенно вредоносным, не получилось, Вашингтон проголосовал против него.

Действительно, такое решение для многих делегаций было неожиданным. Помимо этого, изначально нейтральный американский проект усилиями европейских спонсоров киевского режима был дополнен конфронтационными пассажами, извращающими его изначальный посыл. В итоге американцы были вынуждены воздержаться по предложенному ими самими документу. Параллельно же они внесли свой текст в неизменном виде в Совет Безопасности и смогли принять его благодаря нашей с китайцами поддержке, о чем я уже упоминал выше.

Вторым подобным «знаковым» моментом стало голосование делегации США по проекту принятой 16 апреля резолюции Генеральной Ассамблеи о сотрудничестве ООН с Советом Европы, в ряд параграфов которой были включены неприемлемые, крайне политизированные формулировки, противоречащие подходам к украинскому урегулированию действующей американской администрации. Поэтому еще в конце марта от американцев поступали сигналы о неготовности поддержать проект в представленном виде.

Вопрос: Можно ли ожидать, что вскоре будут решены проблемы с выдачей и продлением виз США для сотрудников российской дипмиссии и их семей?

Ответ: После прихода к власти республиканцев во главе с Президентом Дональдом Трампом запущен процесс российско-американских консультаций,
в том числе направленных на нормализацию условий функционирования Постоянного представительства. На контрасте с предыдущей администрацией Джо Байдена, когда любое сотрудничество было заморожено, мы наблюдаем здравомыслие и определенный прагматизм. Однако сейчас строить какие-либо прогнозы преждевременно.

Пока что проблемы с визами сохраняются. США продолжают злоупотреблять статусом страны-хозяйки штаб-квартиры Всемирной организации. Сотрудники Постпредства и члены их семей по-прежнему вынуждены подолгу (в среднем до полугода) ожидать продления виз. Сохраняются сложности и у делегатов, направляемых в командировки на отдельные мероприятия по линии ООН, недавно ряд из них вновь без всяких объяснений не получили визы и не смогли прибыть на ооновские встречи в Нью-Йорке. Мы не заметаем эти вопросы «под ковер» и говорим об этом открыто.

Визовые сложности – лишь один из элементов в длинном списке проблем, созданных Вашингтоном, с которым нам предстоит разобраться, если мы действительно хотим качественного выправления ситуации. Речь идет также об ограничениях на передвижение для сотрудников Постпредства и конфискованной дипсобственности. К сожалению, в этих обстоятельствах Генсекретарь ООН, который является гарантом соблюдения американцами своих обязательств по Соглашению о Центральных учреждениях ООН, по-прежнему ведет себя пассивно и уже не первый год уклоняется от своего прямого юридического обязательства по запуску арбитража ООН-США.

Вопрос: Сняты ли ограничения на банковское обслуживание постпредства РФ при ООН после достигнутых ранее договоренностей, и как это повлияло на его работу?

Ответ: В настоящий момент в рамках переговоров с американцами продолжаем поиск формул, нацеленных на бесперебойное банковское обслуживание Постпредства России при ООН, а также нашего финансового взаимодействия со Всемирной организацией. Речь идет как о собственных нуждах нашей миссии, так и об оплате наших взносов.

Россия остается приверженной своевременному выполнению финансовых обязательств перед ООН. Финансирование для оплаты наших взносов в регулярный и миротворческий бюджеты, в бюджеты ооновских гуманитарных агентств выделяется, работаем с Секретариатом ООН и американской стороной для урегулирования проблем, которые проистекают от санкционных ограничений. Ряд наших платежей уже поступает адресатам, к примеру, в ЮНИСЕФ, ЮНИДО, держим в приоритете поступление нашего взноса на работу БАПОР. Здесь есть множество рабочих моментов, которые пока не решены, поэтому я не хотел бы пока раскрывать детали предпринимаемых усилий.

Вопрос: Как продвигается реформа Совета Безопасности ООН, учитывая позицию России в пользу расширения этого органа за счет африканских стран и отличную позицию Запада? Ведутся ли дискуссии, и есть ли прогресс?

Ответ: Реформирование Совета Безопасности остается одним из наиболее сложных вопросов в повестке дня ООН, ведь речь идет об органе, несущем главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В условиях формирования многополярного миропорядка крайне непросто найти оптимальную формулу, которая получила бы всеобщую поддержку государств-членов.

Дискуссии, тем не менее, ведутся весьма активно. С каждым годом участники межправительственных переговоров нащупывают новые элементы сближения позиций, которые в будущем должны сформировать компромиссное решение. Уже сейчас, например, можно говорить о де-факто сформировавшемся консенсусе о необходимости преодоления исторической несправедливости в отношении государств Африки, количество которых в Совете уже давно не соответствует роли континента и, тем более, его потенциалу в мировых делах. Россия всецело поддерживает этот тезис. Вместе с тем страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки также обоснованно считают себя недопредставленными, и этот недостаток непременно следует исправить.

А вот претензии западных стран на обретение новых «кресел» в СБ не выдерживают никакой критики. Их численное преимущество, собственно говоря, и является одним из главных источников проблем в работе органа. По сути, используя блоковую дисциплину в ЕС и НАТО, они имеют возможности для продавливания своих приоритетов и подходов без оглядки на мнения стран Глобального Юга. Подобное привилегированное положение Запада – очевидный пережиток колониальной эпохи, с которым нам нужно распрощаться как можно скорее.

Видим, тем не менее, что в последние годы даже многие западные государства приходят к осознанию необходимости перемен. При этом нам предстоит преодолеть другие разногласия, в том числе относительно того, стоит ли расширять постоянную категорию членства Совета или следует повысить статус и число избираемых стран. Россия открыта к различным опциям, которые приведут к укреплению роли Глобального Юга в мировых делах и при этом не подорвут эффективность принятия решений в Совете.

Вопрос: Планируется ли возобновление выездных заседаний Совета Безопасности ООН, например, в Африке, как это практиковалось до пандемии?

Ответ: Выездные мероприятия Совета Безопасности ООН проводятся очень редко. А вот Миссии СБ в отдельные страны, действительно, активно практиковались до пандемии коронавируса в 2020 году. В 2016 г. их было четыре (в страны Африки), в 2017 г. – пять (в государства Африки, а также в Колумбию и Гаити), в 2018 г. – три (Афганистан, Бангладеш и Мьянма, ДР Конго), в 2019 г. – пять (три в Африку, а также в Кувейт и Колумбию). Миссии Совета осуществляются по запросу принимающей стороны, по инициативе одного из государств-членов СБ, либо по предложению ооновских спецполитмиссий или миротворческих операций. В ходе поездок члены Совета встречаются с политическим руководством стран, работающими там ооновцами. Их целью является ознакомление с кризисными ситуациями «на земле», выработка путей дальнейшего содействия со стороны Совета стабилизации в принимающем государстве.

После годичного перерыва, связанного с пандемией, практика миссий Совета возобновилась, однако они приобрели более ограниченный характер. В 2021 г. Совет посетил Мали и Нигер, в 2022 г. – миссий не было, в 2023 г. – состоялась поездка в ДР Конго, в 2024 г. – в Колумбию. Подобная ситуация отчасти объясняется серьезными финансовыми трудностями, с которыми сейчас сталкивается вся система ООН в целом. Однако главная сложность все-таки не в этом.

Решение о поездке Члены Совета принимают консенсусом, и здесь как раз чаще всего и возникают проблемы. Так, совместно с нашими единомышленниками в Совете мы в свое время неоднократно выходили с идеями новых подобных миссий, на оккупированные палестинские территории, в Ливан и Ливию. Однако в силу своих известных подходов западные коллеги такие инициативы неизменно пресекали. Проблема существует, и она является следствием нежелания наших западных партнеров занимать беспристрастную и взвешенную позицию по ряду острых кризисных сюжетов.