Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина в ходе открытой видеоконференции членов СБООН «Операции ООН по поддержанию мира: миротворческие операции и права человека»

Г-жа Министр,

Приветствуем Ваше участие в качестве председателя этой важнейшей встречи.

Также благодарим за участие г-жу Бачелет, г-на Ширера и г-на Китенге.

В сложившихся непростых условиях миротворческие операции имеют огромное значение. Это направление деятельности ООН всегда считалось одним из основных в области поддержания мира и безопасности. Воздаем должное более чем 100 000 ооновцев, которые служат в качестве гражданского, военного и полицейского персонала в миссиях по всему миру и, представляя международное сообщество, стоят на страже мира и международного права.

Высоко ценим личный вклад Генерального секретаря ООН А.Гутерреша в обеспечение эффективного функционирования миротворческих операций. Как бы в дальнейшем ни осуществлялось реформирование миротворческой деятельности, в центре преобразовательных процессов должно быть уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата.

Нейтральность и ориентированное на поддержание мандата поведение, уважение местных обычаев и практик, культурных и религиозных традиций – все эти постулаты хорошо известны, и именно их соблюдение может помочь миротворцам избежать риска быть вовлеченными в конфликт.

Мы всецело осознаем важность правочеловеческого компонента в миротворчестве. К сожалению, тема прав человека крайне политизирована. Это подрывает доверие международного сообщества к ооновским инструментам по защите прав человека и к правочеловеческой тематике в целом. В такой ситуации доверие к операциям по поддержанию мира, их признание, равно как и признание их правочеловеческого компонента напрямую зависят от добропорядочности конкретных участников этих операций и их желания и готовности опираться на объективную информацию.

Совет Безопасности не является органом по защите прав человека. Все попытки «протащить» правочеловеческую тематику как таковую в его повестку – это посягательство на прерогативы и мандат Совета по правам человека, Верховного комиссара по правам человека и других ответственных механизмов. Однако разбивка мандатов – далеко не вся проблема. Намного большую обеспокоенность вызывают попытки использовать ПЧ как инструмент оказания политического и военного давления на другие страны. Известны примеры вмешательства «во имя прав человека» и их разрушительные последствия.

В то же самое время, основной целью миротворческих и политических миссий ООН остаются обеспечение примирения и поддержание мира. Все прочие задачи, включая осуществление правочеловеческого компонента мандата, носят второстепенный характер. Они должны содействовать достижению основной цели и не должны подменять собой приоритетные направления работы миссий.

Необходим аккуратный и ответственный подход к правочеловеческим аспектам деятельности различных структур системы ООН, чтобы избежать дублирования их функций. Чрезмерный акцент на связанных с правами человека вопросах, из-за которого страдает решение других стоящих перед международным сообществом проблем, неизбежно приведет к перегрузке всей системы и снижению эффективности ее работы.

Предотвращение и урегулирование вооруженных конфликтов – вот что само по себе является профилактикой нарушений прав человека, а не наоборот. Нарушения ПЧ – не причина конфликтов, а их следствие.

Лучший вклад, который Совет Безопасности может внести в защиту прав человека, – это эффективное выполнение своей основной задачи, то есть поддержание международного мира и безопасности в соответствии с мандатом СБ и Уставом ООН.