Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина в ходе неформальной видеоконференции Комитета по сношениям со страной пребывания

Г-н Председатель,

Г-н Заместитель Генерального секретаря,

Мы созвали это внеочередное неформальное заседание Комитета по сношениям со страной пребывания совместно с делегациями Ирана и Кубы с тем, чтобы обсудить продолжающиеся на фоне пандемии COVID-19 нарушения страной пребывания Соглашения о Центральных учреждениях ООН и Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Члены Комитета хорошо осведомлены об этих проблемах. Уже на протяжении нескольких лет они не сходят с повестки дня Комитета: невыдача виз, ограничения на перемещение и захват дипломатической собственности Российской Федерации. Сегодня многие из этих проблем дополнительно усугубляются пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами.

Возмущены тем, что, несмотря на пандемию COVID-19, Соединенные Штаты продолжают настаивать на выдвинутом в адрес Постоянного представительства Ирана при ООН ультиматуме о перемещении в срок до 15 августа с.г. всего персонала миссии в новую зону проживания, указанную страной пребывания.  Этот запрос не только нарушает Соглашение о Центральных учреждениях ООН, Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, пренебрегает рекомендациями Комитета и резолюцией ГАООН 74/195, но и игнорирует понятия морали и гуманности. Настоятельно призываем США отозвать это требование и соблюдать свои международные обязательства.

Г-н Председатель,

Позвольте теперь обратиться к вопросу, который побудил нашу делегацию созвать это заседание.

Как известно, власти США незаконно захватили дипломатическую собственность Российской Федерации в Аппер Бруквилле (Лонг Айленд), и уже на протяжении 4 лет отказывают российским представителям в каком-либо доступе к  ней. Соединенные Штаты признавали дипломатический статус и привилегии и иммунитет за этими объектами. В наш адрес никогда не поступало никаких замечаний или жалоб касательно использования этой собственности. Меры, принятые в отношении этих помещений Постоянного представительства России, являются грубым нарушением страной пребывания своих обязательств по Соглашению о центральных учреждениях ООН, а также Венской конвенции о дипломатических сношениях. Вашингтон отказывается открыто обсуждать или решать этот вопрос.

Г-н Председатель,

Г-н Заместитель Генерального секретаря,

Когда Губернатор штата Нью-Йорк объявил чрезвычайное положение в связи с пандемией COVID-19, мы направили запрос на возвращение упомянутой собственности для того, чтобы персонал Постпредства мог использовать ее для снижения рисков, вызванных распространением коронавируса. В этой связи мы направили соответствующую ноту Миссии США. Сейчас мы запросили распространить эту ноту в качестве официального документа Генеральной Ассамблеи ООН.  Мы надеялись, что если не юридические обязательства, то хотя бы гуманитарные соображения возьмут верх над политическими мотивами. Однако США оставили ноту Постпредства России без ответа, лишь уведомив наше Посольство в Вашингтоне, что положительной реакции ожидать не следует.

Таким образом, страна пребывания не намеревается решать этот вопрос или хотя бы предпринимать шаги, чтобы смягчить последствия сложившейся тяжелой ситуации для дипломатов, ощутивших влияние пандемии на себе. Даже если ненадолго отложить в сторону юридические обязательства страны пребывания, можно сказать, что такое отношение не соответствует ее высокому статусу. Нет необходимости говорить, что это грубое пренебрежение рекомендациями Комитета и положениями резолюции Генеральной Ассамблеи 74/195, которая, в виду привилегий и иммунитетов, применимых к помещениям объектам Постоянного представительства, призвала «страну пребывания незамедлительно снять любые ограничения в отношении помещений Постоянного представительства, несовместимые с указанными привилегиями и иммунитетами, и в этой связи обеспечить соблюдение таких привилегий и иммунитетов».

Таким образом, США открыто проигнорировали рекомендации Комитета и Генеральной Ассамблеи. Эта неприемлемая политика чинит препятствия для использования государствами-членами ООН своих прав и привилегий.

Хотелось бы также воспользоваться возможностью, чтобы проинформировать членов Комитета о том, что Постоянный представитель Российской Федерации направило письмо Генеральному секретарю ООН с просьбой вмешаться в эту ситуацию и поспособствовать возвращению собственности.

Г-н Председатель,

Г-н Заместитель Генерального секретаря,

Хотели бы проинформировать членов Комитета о встрече Постоянных представителей Венесуэлы, Ирана, Кубы, России и Сирии с Генеральным секретарем ООН в присутствии Председателя Комитета по сношениям со страной пребывания, состоявшейся 10 марта с.г. В ходе нее нами была выражена серьезная обеспокоенность кризисом, связанным с выполнением страной пребывания своих обязательств по Соглашению центральных учреждениях ООН в свете других применимых норм международного права, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.

Генеральный секретарь заверил нас в том, что примет практические меры для урегулирования возникшей ситуации. Если они не принесут  отдачи, то он задействует раздел 21 Соглашения о  центральных учреждениях ООН, как это предусмотрено резолюцией ГА ООН 74/195.

Понимаем, что мы все вынуждены работать в условиях ограничений, связанных с распространением COVID-19. Однако нарушения продолжаются и даже усугубляются. В этой связи хотели бы поинтересоваться у заместителя Генерального секретаря  г-на Соареша, какие меры были предприняты для разрешения упомянутых серьезных вопросов.

Благодарю Вас.

 

Комментарий по пункту 4 повестки дня:

Хотели бы выразить серьезную обеспокоенность ситуацией в области безопасности, сложившейся вокруг дипломатического присутствия Кубы на территории Соединенных Штатов, включая Постоянное представительство Республики Куба при ООН, в свете вооруженного нападения на Посольство Кубы в Вашингтоне.

Призываем страну пребывания принять все необходимые меры для защиты дипмиссий и персонала Кубы, а также Постоянных представительств других стран при ООН.