Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.С.Проскурякова на заседании Шестого комитета 74-й сессии Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания»

Г-н Председатель,

Признательны Председателю Комитету по сношениям со страной пребывания, Постоянному представителю Кипра г-ну Маврояннису, за предоставление доклада.

Этот Доклад наглядно свидетельствует о беспрецедентном кризисе невыполнения страной пребывания Соглашения
о Центральных учреждениях ООН.

Как всем хорошо известно в этом зале, злоупотребления американскими властями своим статусом государства пребывания привели в этом году к срыву начала работы Первого и Шестого комитетов.

Это произошло, среди прочего, вследствие невыдачи въездных виз восемнадцати членам российской делегации, в том числе и тем, которые должны были участвовать в неделе «высокого уровня» 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в работе Первого, Третьего и Шестого комитетов. Делегация на Конференции по содействию вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний не прилетела в Нью-Йорк в полном составе ввиду отсутствия американских виз.

По этому вопросу было созвано внеочередное заседание Комитета по сношениям со страной пребывания. В ходе этого заседания из уст Юридического Советника ООН ясно прозвучала позиция Генсекретаря Организации о том, что все делегаты государств членов должны получать въездные визы для участия в мероприятиях по линии ООН без исключений.

Вы, господин Председатель, совместно с бюро Комитета обещали предпринять действия по разрешению ситуации в координации
с Генеральным Секретарем Организации и Председателем Генеральной Ассамблеи. Аналогичные обещания давал Юридический Советник ООН. В ходе внеочередного заседания Комитета мы услышали, что Генеральный Секретарь лично обсуждал вопрос с Госсекретарем США.

Каков результат всех этих усилий?

Результат, господин Председатель, равняется нулю. Ни один из 18 членов российской делегации не получил визу, Российская Федерация продолжает испытывать серьезные помехи в реализации своего права полноценного участия в работе Организации.

Хотелось бы вновь обратить внимание на то, что возможность размещения штаб-квартиры ООН у себя на территории - это привилегия, которая была дарована правительству США в обмен на гарантии соблюдения обязательств. У Вашингтона нет никаких оснований для того, чтобы самовольно в одностороннем порядке блокировать участие национальных делегаций в проводимых под эгидой ООН в ее штаб-квартире мероприятиях.

Одной только невыдачей виз российским делегатам власти страны пребывания не ограничились.

По-прежнему острой остается применяющаяся годами в отношении сотрудников Постоянного представительства и сотрудников Секретариата ООН - российских граждан - 25-мильная зона ограничения свободы передвижения. Никаких перспектив по выправлению этой застарелой проблемы не просматривается. Страна пребывания продолжает настаивать на правомерности таких ограничений, несмотря на позицию Генерального Секретаря, также изложенную Юридическим советником ООН в ходе внеочередного заседания Комитета, согласно которой применение к миссиям при ООН и их сотрудникам ограничений, вытекающих из двусторонних отношений недопустимо.

Вопреки этому страна пребывания приняла меры по дальнейшему ужесточению ограничений свободы передвижения делегаций Кубы и Ирана.

Ну, и, несомненно, самой беспрецедентной ситуацией остается рейдерский захват у Постпредства России части служебных помещений в Аппер Бруквилле.

В 1980 году Международный суд указал, что «нет более фундаментальной предпосылки для установления отношений между государствами, чем неприкосновенность … посольств».
Тем не менее, власти США вопреки принципу неприкосновенности дипломатической собственности, закрепленному в Венской конвенции о дипломатических сношениях, не считаясь с привилегиями и иммунитетами, пришли и забрали нашу собственность. Все многочисленные обращения с просьбой о доступе на объект нас как собственников остаются без ответа.

Разрешение этой проблемы не только не сдвигается с места, но страна пребывания продолжает настаивать, что поступила правомерно.

Г-н Председатель,

Полагаем, что с учетом складывающейся обстановки пришло время для Генерального секретаря как главного должностного лица Организации вмешаться в ситуацию и обеспечить бесперебойное решение всех вопросов для нормального функционирования ООН и аккредитованных миссий в соответствии с применимыми нормами международного права и Соглашением о Центральных учреждениях.

В этом контексте важно, что в рекомендациях Комитета заложен механизм по задействованию процедуры, предусмотренной разделом 21 Соглашением, если американские власти не выполнят свои обязательства по Соглашению в разумное и ограниченное время.

Важно, чтобы хотя бы эта рекомендация Комитета была выполнена в полном объеме.

Благодарю за внимание.