Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим за брифинг г-на М.Лоукока.

Успехи в ликвидации террористических очагов, меры по деэскалации в рамках Астанинского процесса позволили существенно улучшить обстановку в Сирии. Параллельно требуется продвижение на политическом направлении, наращивание международной гуманитарной помощи, содействие в восстановлении инфраструктуры освобождённых районов и разминировании. При этом тезис о недопустимости выдвижения предварительных условий, который традиционно звучит применительно к участвующим в политическом процессе сирийским сторонам, справедлив и в отношении гуманитарного содействия по линии международных партнёров.

Хотели бы привлечь внимание к тому, что в заявлении Президентов России и США от 11 ноября содержится призыв к государствам-членам ООН уже в ближайшие месяцы увеличить свой вклад для удовлетворения гуманитарных нужд населения Сирии. Схожий тезис звучит в совместном заявлении Президентов России, Ирана и Турции от 22 ноября с акцентом на содействие гуманитарному разминированию, сохранение исторического наследия и восстановление инфраструктуры жизнеобеспечения, включая социально-экономические объекты.

Россия последовательно выступает за наращивание гуманитарного содействия Сирии и не делит её жителей на «своих» и «чужих». Сами мы на ежедневной основе помогаем сирийцам, о чём регулярно информируем Совет Безопасности в соответствующих бюллетенях. С другой стороны видим односторонние санкции, которые не позволяют Дамаску закупать лекарства, приобретать и ремонтировать медицинское оборудование. Вот красноречивое свидетельство истинного отношения к сирийцам отдельных международных игроков.

Вызывает большую тревогу гуманитарная катастрофа в Ракке, вызванная в первую очередь неизбирательными силовыми действиями коалиции. Сейчас США и их основными союзниками предпринимаются шаги, в том числе в информационном пространстве, чтобы скрыть тяжёлые последствия своей военной операции.

В Ракку до сих пор не могут попасть ооновцы, чтобы провести оценочную миссию. Официальная версия – опасно. Это несерьёзный разговор, рассчитанный на тех, у кого короткая память. Год назад, когда устранялись последние прибежища террористов в восточном Алеппо, некоторые члены Совета Безопасности буквально силком пытались затащить туда представителей ООН и её партнёров, в том числе путём принятия соответствующей резолюции. Тогда всё было организовано – и эвакуация, и мониторинг. Эти мероприятия получили высокую оценку гуманитарных работников.

Ракка, как нас уверяют, уже достаточно давно освобождена от ИГИЛ без какой-либо контролируемой эвакуации и без признаков мониторинга, а что в ней происходит – тайна за семью печатями. Причина прозаична: коалиции есть что скрывать от международной общественности – это существенные жертвы среди мирного населения и огромные разрушения. Неприглядная картина вырисовывается в связи с информационными сообщениями о сделке, которая, как можно понять, была заключена при освобождении Ракки между курируемыми коалицией военизированными группировками и террористами ИГИЛ. Обеспокоенность вызывает положение бежавших из Ракки людей, которые в нечеловеческих условиях содержатся в лагерях для перемещённых лиц. Это происходит в зоне, которую де-факто контролируют опекаемые коалицией вооружённые отряды.

Поступают сведения, что при непосредственном участии коалиции в освобождённых от ИГИЛ районах создаются некие местные органы власти, с которыми обговариваются меры по экономическому восстановлению. С сирийскими властями эти вопросы не обсуждаются.

Мы уже не раз слышали необоснованные опасения, что на территориальной целостности Сирии якобы может сказаться формирование зон деэскалации. Мы последовательно опровергали эти инсинуации. А вот то, чем занимается коалиция, – это реальные шаги по расчленению страны.

Данное иностранное присутствие вообще находится в Сирии незаконно, как бы ни старались отдельные официальные лица в США подыскать юридические обоснования. Их не существует. Более того, видим попытки оккупационных сил закрепиться в Сирии на неопределённый срок, что никак не связано с контртеррористическими усилиями, которые, как нас уверяют, являются единственной задачей коалиции.

Признаём необходимость оказания содействия жителям Ракки и её окрестностей, а также сотням тысяч перемещённых лиц, вынужденных покинуть город. Однако такая помощь не может осуществляться в ущерб другим районам страны, в том числе освобождённым сирийской армией.

Для прикрытия действий коалиции в Ракке в качестве испытанного отвлекающего приёма нужна альтернативная «трагедия дня». В последнее время эту задачу выполняет Восточная Гута, где остаются террористы и продолжаются столкновения между различными вооружёнными группировками.

По Восточной Гуте мы проводим интенсивные контакты, в том числе с вооружёнными группировками, чтобы помочь урегулировать возникающие вопросы в области гуманитарного доступа. Обговариваем параметры медицинской эвакуации. Всё это весьма деликатные вопросы, требующие работы «на земле». Хороший потенциал заложен в трёхстороннем механизме с участием России, Сирии и ООН. Такое взаимодействие абсолютно необходимо для нахождения развязок по сложным вопросам. Кстати, хотел бы отметить, что только что сирийскими властями объявлен период тишины в Восточной Гуте.

Мы уже говорили, что Совету Безопасности предстоит серьёзный разговор на тему трансграничных операций в отсутствие должного качества их мониторинга. «Первую скрипку» на этом направлении играют НПО при второстепенной роли ООН. Не выполняется требование резолюции Совета Безопасности 2165 о том, что помощь, переправляемая через обозначенные в ней пограничные переходы, должна идти во все районы Сирии. Куда она попадает на самом деле, узнать невозможно. Есть понимание, что таким путём «подпитываются» лишь удерживаемые вооружёнными группировками районы.

Мы услышали информацию г-на Лоукока о трансграничных поставках. Но этого нам недостаточно. Хотим знать больше. Мы запросим брифинг по трансграничным поставкам в начале следующей недели в разделе «Разное».  

В нынешнем виде этот механизм сохраняться не может. Он ущемляет суверенитет Сирии и противоречит принципам чрезвычайного гуманитарного содействия, согласованным Генеральной Ассамблеей ООН. Поэтому в своё время он стал беспрецедентной экстренной мерой, которая сегодня требует переоценки. Положительные изменения в обстановке «на земле» благодаря процессу в Астане позволяют наращивать объём комплексных конвоев через линии соприкосновения. Мы настраиваем сирийские власти на конструктивное взаимодействие. Попутно нужно наводить порядок с распределением гуманитарной помощи, чтобы она не оседала у террористов и не перепродавалась потом населению по завышенным ценам.

Вызывает тревогу гуманитарная обстановка в лагере Рукбан на границе с Иорданией. Сирийские власти не имеют туда доступа, поэтому не следует требовать от них невозможного. Это зона контроля американских военных, которую они самовольно установили вокруг базы в Ат-Танфе. За это время она превратилась в «чёрную дыру», в которой свободно перемещаются террористы. Рассчитываем, что американские партнёры помогут ООН нормализовать ситуацию в этом районе.

В заключение отметим, что оценки, указывающие на снижение объёмов доставки гуманитарной помощи в блокированные и труднодоступные районы, требуют многократной перепроверки с точки зрения их соответствия действительности. Помощь туда доставляется – за исключением случаев, когда это объективно невозможно сделать по причинам продолжающихся боевых действий.

Благодарю за внимание.