Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по Сирии

 

Г-н Председатель,

Россия глубоко обеспокоена конфликтом в Сирии, продолжающимся уже шестой год в результате бездумной внешней политики отдельных международных и региональных игроков, которым однажды пришло в голову сменить власть в Дамаске и круто перекроить политическую, этноконфессиональную и экономическую карту региона. Рассматриваем это как современную агрессивную форму колониализма.

Мы прилагаем колоссальные усилия, с тем чтобы помочь прекратить эту войну, вывести сирийцев на прямые переговоры под эгидой ООН относительно будущего политического устройства страны, а в качестве немедленной задачи – облегчить положение мирного населения в условиях конфликта.

Одновременно Российская Федерация по просьбе правительства Сирийской Арабской Республики осуществляет военную поддержку в борьбе с террористами, хлынувшими в страну изо всех щелей, чтобы согласно полученным инструкциям помочь расправиться с законным правительством.

При этом вооружённый экстремизм очень быстро подмял под себя протестные движения. Сращивание этих явлений произошло при обширной финансовой, материальной и пропагандистской поддержке извне. Фантомная концепция «умеренной сирийской оппозиции» фактически провалилась.

На политическом направлении Россией наряду с заинтересованными международными партнёрами предпринято немало шагов, направленных на скорейшее завершение конфликта. Создан формат Международной группы поддержки Сирии под сопредседательством России и США. Ею, а также Советом Безопасности ООН выработан пласт основополагающих документов сирийского урегулирования, которыми, в частности, руководствуется в своей работе специальный посланник Генерального секретаря ООН С.де Мистура.

Сирийский сюжет как вопрос международного мира и безопасности должен рассматриваться в Совете Безопасности ООН в соответствии с его прерогативами по Уставу ООН. Говорить о том, что усилия Совета Безопасности по обеспечению мира в Сирии блокированы – значит искажать реальность. Если порой не удаётся прийти к консенсусу по тому или иному документу – как вы знаете, последний раз это случилось 5 декабря – это означает, что он был не сбалансирован, недостаточно подготовлен и служил целям, далёким от урегулирования. Шумные представления под прицелом телевизионных камер действительно не помогают делу.

Г-н Председатель,

Вокруг Алеппо сложилась драматическая обстановка. В своё время восточная часть этого города была превращена в настоящую цитадель вооружённых группировок под началом террористов «Джабхат ан-Нусры». Они нещадно терроризировали оказавшихся под их пятой горожан, держали в страхе жителей подконтрольных правительству западных кварталов. С сохранением такой ситуации нельзя было мириться.

Мы неустанно работаем с американской стороной, а также ключевыми региональными партнёрами над выработкой наиболее эффективного и безболезненного решения по Алеппо. Этой теме были посвящены встречи С.В.Лаврова с Дж.Керри 2 и 7 декабря. Досогласовать взаимоприемлемую схему призвана экспертная российско-американская встреча завтра, 10 декабря. Вчера же вокруг восточного Алеппо были приостановлены боевые действия сирийской армии для обеспечения вывода мирных  жителей, желающих покинуть город. По последним сообщениям удалось вывести 10 500 человек, в том числе 4 015 детей.

Г-н Председатель,

Внесенный сегодня проект резолюции имеет серьёзные недостатки. Неверно определены причины зарождения и развития конфликта в Сирии. Зашкаливает обвинительный акцент в адрес властей страны. Слишком схематично прописаны элементы, связанные с террористической угрозой и ролью иностранных спонсоров в её сохранении и наращивании. Кстати, террористы в регионе научились производить и использовать отравляющие вещества в качестве оружия. Масштаб этой угрозы ещё предстоит оценить и найти на неё достойный ответ.

В проекте нет чёткого указания на то, что прекращения боевых действий не может распространяться на террористов. Отсутствует упоминание ключевой проблемы отмежевания от них так называемой «умеренной» вооружённой оппозиции. Не учитывается последняя динамика вокруг Алеппо.

На гуманитарном треке мы помогаем конкретными делами по целому ряду направлений. В Сирию доставляются значительные объёмы гуманитарной помощи. Зачастую мы это делаем совместно с зарубежными друзьями. Ожидаем, что нашему примеру последуют и другие – в первую очередь те, кто наотрез отказывается взаимодействовать с сирийскими властями и всю энергию тратит на угрозы и обвинения. Односторонними рестрикциями вы не «воспитаете» сирийское руководство, а медленно удушаете население страны, о котором на словах так печётесь.

В Алеппо самоотверженно работают наши медики. На днях в результате обстрела боевиками российского мобильного госпиталя погибли две женщины-медсестры. Реакция на эту трагедию последовала более чем приглушённая – как со стороны государств, так и международных и неправительственных организаций. Ну что же, двойным стандартам мы уже перестали удивляться.

Призываем к скорейшему возобновлению межсирийских переговоров во исполнение резолюций Совета Безопасности. Полугодовой перерыв по причине неготовности разрозненной оппозиции к предметному разговору – это недопустимая роскошь. Рассчитываем на более активную позицию ооновского посредничества.

Хотели бы также напомнить о становящейся всё более актуальной задаче формирования подлинно глобальной антитеррористической коалиции на базе международного права. Трагедия сегодня может постучаться в каждый дом, как бы он ни был защищён. Вот эта тема точно заслуживает самого широкого обсуждения всеми государствами-членами ООН, в том числе на площадке Генеральной Ассамблеи.

Г-н Председатель,

По вышеизложенным причинам российская делегация  проголосует против проекта резолюции, представленного Канадой.