Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН П.В.Ильичева на заседании Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по операциям по поддержанию мира
Г-жа Председатель,
Деятельность ООН в области поддержания мира эволюционирует как с концептуальной, так и оперативной точек зрения. Это связано с изменением природы конфликтов, носящих на современном этапе, как правило, внутренний характер, расширением географии кризисов, усугублением трансграничных вызовов и угроз.
Значительную обеспокоенность вызывает ухудшение ситуации в области безопасности миротворцев. В различных регионах мира растет число целенаправленных асимметричных нападений на сотрудников ОПМ (Мали, ДР Конго, Дарфур), в т.ч. с целью похищения (как, например, на Голанах). Настаиваем на объективном и оперативном расследовании подобных инцидентов и привлечении к ответственности всех виновных.
С целью минимизировать неоправданный риск для "голубых касок" непременной составляющей при планировании операций должна быть тщательная оценка возможных угроз для ооновского персонала. Критически важной в этом контексте является тесная координация действий миссий с властями государств развертывания, несущими основную ответственность за обеспечение безопасности миротворцев и создание условий для их деятельности.
Г-жа Председатель,
СБ ООН, который принимает решения о развертывании миротворческих миссий, реагирует на изменение международных реалий и наделяет ОПМ мандатами, соответствующими ситуации "на земле" и характеру стоящих перед принимающими странами и "голубыми касками" угроз. Несмотря на то, что в последнее время обстановка в государствах развертывания требует "усиления" мандатов, считаем, что автоматизма в решениях Совета здесь быть не должно. Каждый мандат индивидуален, а чрезмерное использование силы миротворцами чревато большими издержками, включая имиджевые потери для Всемирной организации, а также уязвимость в плане безопасности самих ОПМ.
Центральной, хотя и не единственной задачей "сильных" мандатов современных миссий ООН все чаще становится защита гражданских лиц. В тоже время у нас вызывает серьезную озабоченность наблюдающееся стремление к вольной интерпретации норм международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта. Недопустимы любые действия под лозунгом заботы о мирном населении, которые на деле преследуют узкие геополитические цели, в т.ч. по смещению законных властей суверенных государств.
Действия по защите гражданских лиц не должны выходить за рамки мандатов СБ ООН, которые, в свою очередь, должны быть четкими, не допускать двояких интерпретаций и неукоснительно соблюдаться теми, кому поручается выполнение соответствующих задач. Первостепенное значение имеет также налаживание конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с местными органами власти, которые по определению несут непосредственную ответственность за защиту своего населения.
Понимаем, что комплексные задачи, стоящие перед миротворцами на современном этапе, а также существующие угрозы безопасности "голубым каскам" наводят на мысль о применении новых технологий. В первую очередь, речь здесь идет об использовании т.н. технологий мониторинга и слежения, включая беспилотные летательные аппараты.
Вместе с тем полагаем, что торопиться с их скорейшим повсеместным "введением в строй" не стоит. Экспериментальное использование БПЛА в ДР Конго, как справедливо отмечено в приложении к докладу Генсекретаря, выявило некоторые положительные характеристики их развертывания, однако в том же документе подчеркнута важность дополнительного, более глубокого анализа эффективности их использования. Необходимо дальнейшее субстантивное обсуждение государствами-членами данного вопроса для получения полной ясности о юридических, оперативно-технических и бюджетных последствиях, связанных с применением этого вида техники.
Здесь, как представляется, центральную роль призван играть Спецкомитет, который уже на протяжении 50 лет является главным межгосударственным форумом ООН, уполномоченным давать Секретариату политические рекомендации в отношении миротворчества во всех его аспектах, включая обязательное обсуждение и одобрение различного рода руководящий указаний и инструкций, и следить за их выполнением. Контроль государств-членов не должен ослабевать также и в отношении кадровых, логистических и административно-финансовых аспектов деятельности ОПМ.
Параллельно выполнению задач по обеспечению мира важно также вести работу по профилактике первопричин конфликтов, обеспечению долгосрочной политической стабильности и социально-экономического развития, инвестированию в институциональное строительство, укреплению национальных потенциалов в области безопасности, правосудия, госуправления. И здесь необходимо использовать потенциал Комиссии по миростроительству, специализированных структур системы ООН, региональных организаций.
Г-жа Председатель,
Наблюдающееся сегодня усиление конфликтного потенциала и его распространение на различные регионы мира требует более эффективного задействования предусмотренных Уставом ООН инструментов по поддержанию международного мира и безопасности. В этой связи свою актуальность не теряют положения Главы VI Устава ООН. Речь в данном контексте прежде всего идет о добрых услугах Генсекретаря и посреднических усилиях.
Сравнительные преимущества региональных структур, укрепляющих взаимодействие с ООН на базе Главы VIII Устава, неоднократно подтверждались в ходе усилий по кризисному урегулированию в "горячих" точках. Значительное наращивание миротворческого и посреднического потенциала в предотвращении конфликтов и поиске политических развязок демонстрирует Афросоюз. Видим хорошие возможности для развития партнерских отношений ООН с ОДКБ и ШОС, которые постепенно приумножают свой политический авторитет и вклад в укрепление региональной и международной безопасности.
Г-жа Председатель,
В ООН инициирован целый ряд обзорных процессов, направленных на детальное рассмотрение различных направлений ее деятельности. Миротворчество не стало исключением. Перешел в практическую плоскость запущенный Генсекретарем обзор миротворческих операций и специальных политических миссий. Ожидаем от группы экспертов конкретных и реализуемых рекомендаций по совершенствованию ооновского миротворчества.
Залог успеха миротворческой деятельности зиждется на императиве ее осуществления в соответствии с Уставом ООН, нормами международного права, включая суверенитет и невмешательство во внутренние дела, а также следования базовым принципам миротворчества при непременном соблюдении главной ответственности СБ за поддержание международного мира и безопасности.
И в заключение хотел бы кратко отреагировать на вчерашнее выступление представителя Грузии и еще раз прояснить некоторые исторические факты, которые, к сожалению, снова были искажены. В частности, о якобы деструктивной роли российских миротворцев, составлявших значительную часть дислоцированных в зоне конфликта Коллективных сил по поддержанию мира СНГ. Напомню, что развертывание и сотрудничество сил с МООННГ имело широкую поддержку у международного сообщества, а их эффективность по недопущению кровопролитных столкновений отмечена как Советом Безопасности, так и Генсекретарем ООН. Российские миротворцы приняли на себя первый удар в августе 2008 года в ходе развязанной по преступному приказу М.Саакашвили агрессии Грузии против Южной Осетии. И тем более кощунственно называть оккупантами погибших, в т.ч. и от рук своих бывших грузинских "сослуживцев", миротворцев, которые ценой собственных жизней пытались в течение 14 лет создавать безопасные условия для мирных жителей региона.
Благодарю Вас.