Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра финансов Российской Федерации А.В.Моисеева в ходе пленарного заседания ГА ООН при принятии резолюции «Роль алмазов в разжигании конфликтов»

Уважаемый г-н Председатель, уважаемые дамы и господа,

Сегодня на 74-й сессии заседания Генеральной Ассамблеи ООН состоится принятие резолюции «Роль алмазов в разжигании конфликтов».

Принятая в 2002 году Схема Сертификации Кимберлийского процесса (ССКП) в г. Интерлакене насчитывала лишь 37 Участников.

Начиная с 2002 года основной целью КП является исключение конфликтных алмазов, используемых для вооружения и поддержки антиправительственных организаций из каналов международной торговли.

При этом сегодня в рамках КП обеспечивается контроль экспортно-импортных операций, покрывающих до 99 % общего объема торговли алмазами.

В этой связи КП становится не просто площадкой по соблюдению требований ССКП, а платформой, определяющей и способствующей развитию рынка необработанных природных алмазов.

Торговля алмазами является сегодня самой контролируемой сферой оборота минерального сырья в мире.

Схема Сертификации устанавливает минимальные требования к странам, по контролю за происхождением алмазов, а также правила осуществления торговли необработанными природными алмазами.

КП внес значительный вклад в дело мира, в частности способствовал восстановлению мира и законной торговле алмазами в Анголе, Кот-д’Ивуаре, Либерии и Сьерра-Леоне.

Кроме того, благодаря своей трехсторонней структуре, включающей государство, алмазодобывающую отрасль и гражданское общество как Наблюдателей КП, в работе КП заинтересовано все мировое сообщество.

Благодаря КП мы принципиально изменили подходы к торговле алмазным сырьем.

Сегодня КП насчитывает уже 55 Участников из 82 стран, и каждый год новые страны проявляют интерес и хотят присоединиться к КП.

Однако, мы видим, как изменяются представления и жизненные постулаты современного общества в целом и основных потребителей бриллиантов в частности, включая новые поколения, которые стали основной движущей силой на рынке.

Потребители предъявляют к производимому нами продукту все новые требования: максимальная транспарентность, ответственные цепочки поставок и ведения бизнеса, включая соблюдение прав человека, трудовых прав, противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма, минимизацию воздействия на окружающую среду и ее защиту, социально-экономическое развитие регионов присутствия, прозрачность происхождения практически каждого товара.

Поэтому, подтверждая главенствующую роль ООН, Кимберлийский процесс должен усилить свой мандат по контролю за оборотом алмазного сырья.

Это вовсе не означает, что мы будем добиваться установления дополнительных обязательств для всех участников.

Мы лишь хотим обратиться за поддержкой к нашей Кимберлийской семье по формированию новых задач КП на ближайшее время.

Начиная с 2017 по 2019 год проходил трехлетний пересмотр Основного документа КП – ССКП.

К сожалению, нам до сих пор не удалось завершить этот процесс.

Поэтому благодаря принятию Резолюции у нас будет возможность получить существенную поддержку Организации в продолжение работы над этим вопросом и в продолжение нашего обсуждения.

Российские предложения основаны на необходимости соблюдения международного гуманитарного права, как единственного международного инструмента, позволяющего определить степень соблюдения трудовых, экологических и гуманитарных норм.

Мы принимали активное участие в согласовании данной резолюции, которая позволит нам продолжить работу по ключевым направлениям развития КП.

Среди наших предложений, которые нашли отклики у партнеров и легли в текст резолюции, были: продолжение работы по самому термину, привлечение новых стран в качестве участников КП, призыв оказать содействие восстановлению Центральноафриканской Республики в КП и поддержка отраслевых инициатив по ведению ответственного подхода к бизнесу.

Российскими приоритетными направлениями работы в качестве председателя КП в 2020 году будет продолжение работы по формулировке термина «конфликтные алмазы», отвечающей современным вызовам, разработка и принятие Рамочных принципов ответственных поставок необработанных природных алмазов, отвечающих современным реалиям по развитию алмазного рынка, разработка дорожной карты по восстановлению ЦАР в КП, привлечение новых стран в КП, создание постоянного секретариата, цифровизация сертификатов КП, а также разделение рынков природных и синтетических алмазов.

В рамках предполагаемого проекта Административного решения в части руководящих принципов мы изучили эти отраслевые инициативы и, на основании внутренних документов отрасли, предлагаем поддержать 7 принципов ответственного ведения бизнеса: трудовых прав, прав человека, защиты окружающей среды, развития местных сообществ, разделения природных алмазов и синтетики, противодействие коррупции и противодействие легализации доходов, полученных от продажи алмазов.

Суть проекта Административного решения заключается в декларативной поддержке со стороны государств общепризнанных стандартов ведения бизнеса в нашей отрасли.

Мы поддерживаем принятие Резолюции ГА ООН «Роль алмазов в разжигании конфликтов» в представленной редакции.

Благодарю за внимание.