Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на заседании ГА ООН по пункту повестки дня «Предотвращение вооруженных конфликтов»

Г-н Председатель,

Позиция Российской Федерации по вопросу так называемого «Международного, беспристрастного и независимого механизма по расследованию международных преступлений в Сирии» остается неизменной.

«Сирийский механизм» – изначально нелегитимная структура, не имеющая права на существование. Его создание в угоду своекорыстным интересам было грубо продавлено в Генеральной Ассамблее государствами коллективного Запада. Их ничуть не смутило, что Генассамблея в результате действовала ultra vires, в нарушение прописанного в Уставе ООН распределения компетенций между главными органами Всемирной Организации.

Учреждение такого рода механизма в отсутствие прямо выраженного согласия Сирийской Арабской Республики или решения Совета Безопасности по Главе VII Устава ООН является нарушением основополагающих норм и принципов международного права, включая принцип суверенного равенства государств
и невмешательства в их внутренние дела. Следовательно, сам механизм, а также все результаты его работы, являются ничтожными ab initio.

Без ущерба для нашей позиции хотели бы прокомментировать некоторые аспекты очередного доклада этой нелегитимной структуры, ради обсуждения которого мы были вынуждены вновь собраться.

Документ вновь не содержит информации, позволяющей понять, чем конкретно занимается механизм. А ведь он финансируется из регулярного бюджета ООН. Напоминаем: западные страны продавили такой порядок покрытия его расходов вопреки возражениям множества делегаций. Теперь, читая пространные формулировки его докладов, нам остается только гадать, куда продолжают уходить бюджетные средства.

Документ снова содержит общие заявления о сборе и анализе множества доказательств по различным «стратегическим направлениям». Традиционно среди источников таких материалов в докладе упоминаются некие неправительственные организации и «партнеры ООН». Руководство механизма продолжает отказываться раскрыть перечень этих субъектов под предлогом конфиденциальности. При этом нам по-прежнему не понятно, а в чем здесь собственно секретность? Может быть в том, что источники финансирования этих НПО вопиюще контрастируют с декларируемыми механизмом независимостью
и беспристрастностью?

С учетом природы и методов работы механизма нет никаких сомнений, что так называемые доказательства не могут отвечать критериям относимости и допустимости, что делает их бесполезными для национальных юрисдикций.

Это, к слову, в полной мере относится и к доказательствам преступлений ИГИЛ. Стараясь взяться за данную «горячую» тему в тщетной попытке хоть как-то обосновать смысл своего существования, механизм на практике лишь обесценивает доказательственную базу в отношении международных террористов.

Обратили внимание на то, что согласно докладу механизм активизировал работу неких полевых миссий для сбора доказательств, которые он не мог получить дистанционно. О каких миссиях идет речь, кто в них работает и на каком основании они находятся на территории Сирийской Арабской Республики?

Еще несколько моментов. Мы обеспокоены тем, что нелегитимная структура, лицемерно ратующая за сохранение конфиденциальности, когда ей это выгодно, умудряется каким-то образом получать материалы из не подлежащих распространению архивов ОЗХО. Это прямое нарушение положений Конвенции о запрещении химического оружия, а также политики конфиденциальности ОЗХО. Требуем от Секретариата принять меры для незамедлительного прекращения подобной практики.

Кроме того, из доклада следует, что механизм запрашивал копии материалов у совместного механизма по расследованию ОЗХО-ООН. Мы неоднократно заявляли, что не считаем положения бюллетеня Генсекретаря ST/SGB/2019/4 достаточными для того, чтобы санкционировать доступ к архивам совместного механизма по расследованию без предварительного рассмотрения этого вопроса Советом Безопасности. Совет, как известно, разрешения на это не давал.

Наконец, обратили внимание на готовность механизма предоставить информацию и аналитические материалы, относящиеся к исковому разбирательству (legal action), инициированному против Сирийской Арабской Республики Канадой и Нидерландами. То есть эта так называемая «независимая и беспристрастная» якобы ооновская структура спешит поддержать своих главных учредителей
и бенефициаров – западные страны – в рамках процесса против Сирии. О какой беспристрастности здесь вообще может идти речь?

Г-н Председатель,

Сирийский механизм – это политический инструмент коллективного запада, весь смысл существования которого сводится к оказанию давления на «неугодное» правительство. Вся деятельность этой структуры – неприкрытое вмешательство во внутренние дела суверенного государства. При этом эта западная «игрушка» из года в год продолжает высасывать деньги из регулярного бюджета ООН. Пора положить этому конец. Правительство Сирийской Арабской Республики способно самостоятельно добиться правосудия и привлечь виновных к ответственности без внешнего вмешательства.

Благодарю Вас.

 

Видео выступления